Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Алмазная пыль и другие новости с Востока

Sunday, 16 January, 10:01, antarctic_2010.livejournal.com
Незаметно встретив Старый Новый и загорев по-полярному, наш научный френд Алексей [info]ekaykin Екайкин выкопал 50-летний шурф, набрал 15 стерильных бочек космической пыли и побратался с итальянскими гостями.









15 января, суббота

Температура днем -25, ночью -37°С. Пока погода в этом сезоне на удивление мягкая, всего 3 дня с сильным ветром было (не сглазить бы опять). Год на год не приходится, помню сезоны, когда дуло чуть ли не каждый второй день... Несколько раз случился снегопад. Впрочем, «снегопад» на Востоке - это совсем не то, что вы себе представляете. Тут не увидишь пушистых хлопьев и хоровода снежинок - снежные зерна такие маленькие, что снегопад запросто можно не заметить. Но даже и такой «снег» наблюдается всего несколько дней в году, а в основном осадки здесь выпадают в виде «ледяных игл» - мельчайших (доли миллиметра) льдинок, едва различимых глазом. Заметить их можно лишь если смотреть в сторону Солнца, прикрыв светило рукой - тогда в воздухе видны крошечные вспышки света, отраженного гранями ледяных кристаллов... Видимо, поэтому другое название этого явления - «алмазная пыль».

Пользуясь хорошей погодой, за 3 дня завершил работы в снежном шурфе. Шурф - это такая яма, которая роется для того, чтобы изучать снежную толщу и отбирать всякие образцы. То есть, идея такая же, как и с ледяным керном - изучать, что было в прошлом - но если керн дает возможность заглянуть на тысячи и сотни тысяч лет назад, то шурф - на несколько десятков или сотен лет. Оптимальная глубина шурфа - порядка 3 метров, столько можно легко выкопать, имея из инструментов лишь одну лопату. Максимальная глубина ограничена лишь временем и силами. Мой рекорд пока - 12 метров... Впрочем, за счет того, что осадков на Востоке выпадает очень мало, возраст снега на глубине 3 метров составляет уже 50 лет.

Копать, конечно, непросто, особенно в условиях центральной Антарктиды (спасибо Сергею, Витале и Саше, которые помогали мне в этом деле). Но эта работа, по крайней мере, не дает замерзнуть. А вот изучать строение снежной толщи, отбирать образцы - удовольствие совсем иного рода. Многие вещи приходится делать, кропотливо копаясь в снежку пальцами, защищенными от мороза лишь тонкими перчатками, а температура на глубине 3 метра около -50 градусов.

В этот раз шурф у меня был «стандартного» размера: 3 метра глубиной, 2 x 2 метра шириной. Помимо работ по собственной программе, обычно приходится выполнять заказы разных ученых, которым вдруг занадобился антарктический снег. На этот раз снег с Востока потребовался сотрудникам московского Физического института Академии наук, которые занимаются изучением... космической пыли! Искать на Земле космическую пыль гораздо труднее, чем иголку в стоге сена, поскольку на одну пылинку из космоса приходятся тысячи наших, земных. Где на планете лучшее место для сбора космической пыли? - правильно, там, где меньше всего пыли земной - то есть, в центральной Антарктиде. ФИАНовцы не стали мелочиться и попросили сразу полторы тонны снега - пятнадцать двухсотлитровых бочек. Причем наполнять эти бочки пришлось специальными стерильными совочками, одевшись в специальный стерильный комбинезон - чтобы не натрясти грязи с одежды.

В общем, ученые полны затей - а гляциолог потей.

Впрочем, 1,5 тонны снега - не так и много для подобного исследования, поскольку из этой кучи породы им удастся извлечь всего лишь около 0,35 грамм космического материала...

После всех этих работ на свежем воздухе лицо покрылось таким загаром, какой не получишь ни в солярии, ни на курорте. Ох уж мне этот «загар полярника» - темное лицо и девственно белая кожа от шеи и ниже. На обратном пути, в Кейптауне, постараюсь немного выровнять окрас тела.

Тем временем транспортный поход, который везет нам топливо со станции Прогресс, прошел половину пути, около 700 км.
А несколько дней назад на Востоке были гости: с ближайшей к нам базы, франко-итальянской Конкордии (560 км отсюда) на несколько часов прилетели три австралийца. Цель визита - инспекция нашей станции на предмет чистоты, экологической обстановки и т.д. Такие взаимные визиты экспертов разных стран друг к другу - нормальная практика, предусмотренная Договором об Антарктике. Добрую половину времени австралийцы провели на буровой, просмотрев ставшую уже стандартной развлекательную программу для гостей - извлечение керна из снаряда, экскурсия в кернохранилище, лекция о палеоклимате и озере Восток. Один из визитеров оказался гляциологом (правда, специалистом не по наземному, а морскому льду), и у меня с ним нашлись общие знакомые, так что, было, о чем поговорить. Не знаю, что они напишут в своем отчете насчет чистоты станции, но думаю, что приемом они остались довольны...

</i>
Предыдущая заметка вот здесь: а здесь про буровую угадайку.

Связь у нас односторнняя: так что терпеливо ждём возможности узнать что-то.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)