Первые радиоволны, принятые от Сверхновой типа Ia

Friday, 19 May, 07:05, nebulacast.com
20230518-dos-fig.jpgХудожественное изображение аккреции богатого гелием материала звезды-компаньона на белый карлик. До взрыва с компаньона снимается большое количество материала. Исследовательская команда надеется прояснить связь между излучаемыми сильными радиоволнами и этим снятым материалом. (Кредит: Адам Макаренко / W. M. Keck Observatory)Национальная Обсерватория Японии, 18 мая 2023 годаВпервые астрономы наблюдали радиоволны, испускаемые сверхновой типа Ia, что дает важную информацию для понимания механизма взрыва белых карликов.Сверхновая типа Ia (One-A) - это ядерный взрыв белого карлика. Этот тип сверхновой хорошо известен; астрономы используют такие сверхновые для измерения космологических расстояний и расширения Вселенной. Однако механизм взрыва сверхновых типа Ia плохо изучен. Одиночные белые карлики не взрываются, поэтому считается, что накопление массы от соседней звезды-компаньона играет роль спускового механизма взрыва. Накопленная масса - это внешний слой звезды-компаньона обычно состоящий, в основном, из водорода. Считалось, что белый карлик может также аккумулировать и гелий компаньона, потерявшего свой внешний слой водорода.Когда белый карлик срывает материю своей компаньонской звезды, на него падает не вся эта материя; часть ее образует облако околозвездного материала вокруг двойной звездной системы. Ожидается, что, когда белый карлик взрывается в облаке околозвездного материала, ударные волны от взрыва, проходящие через околозвездный материал, возбуждают атомы, заставляя их излучать сильные радиоволны. Однако, хотя уже наблюдали множество сверхновых типа Ia, взрывавшихся в облаке околозвездного материала, до сих пор астрономам еще не удавалось получать связанные с этим событием радиоволны.Credit: Adam Makarenko/W. M. Keck ObservatoryМеждународная группа исследователей, включающая участников из Стокгольмского университета и Национальной астрономической обсерватории Японии, провела подробные наблюдения сверхновой типа Ia, которая взорвалась в 2020 году. Они обнаружили, что ее окружал околозвездный материал, состоящий в основном из гелия, а также смогли детектировать приходящие от нее радиоволны. Сравнение наблюдаемой мощности радиоволн с теоретическими моделями показало, что исходный белый карлик аккумулировал материал со скоростью около 1/1000 массы Солнца в год. Это первая подтвержденная сверхновая типа Ia с накоплением массы от звезды-компаньона с внешним слоем, состоящим в основном из гелия.Ожидается, что это наблюдение радиоволн от богатой гелием сверхновой типа Ia углубит наше понимание механизма взрыва и условий перед сверхновой типа Ia. Теперь команда планирует искать радиоизлучение от других сверхновых типа Ia, чтобы прояснить эволюцию, которая приводит к взрыву.Результаты были опубликованы в журнале Nature 17 мая 2023 года:  Kool et al. “A radio-detected Type Ia supernova with helium-rich circumstellar material” .