Телескоп ESO открывает новые виды обширных областей звездообразования

Friday, 12 May, 10:05, nebulacast.com
eso2307a.jpgESO, 11 мая 2023 годаНаучная статьяИспользуя телескоп VISTA, принадлежащий Европейской южной обсерватории (ESO), астрономы создали обширный инфракрасный атлас пяти ближайших звездных яслей, скомпоновав более одного миллиона изображений. Эти большие мозаики показывают звезды, формирующиеся в густых облаках пыли. Благодаря этим наблюдениям, у астрономов появился уникальный инструмент для исследования сложной проблемы процесса рождения звезд."На этих изображениях мы можем обнаружить даже самые слабые источники света, например, звезды, масса которых намного меньше массы Солнца, открывая объекты, которые никто раньше не видел", - говорит Стефан Майнгаст, астроном из Венского университета в Австрии и ведущий автор нового исследования, опубликованного сегодня в журнале "Astronomy & Astrophysics". "Это позволит нам понять процессы, превращающие газ и пыль в звезды".Звезды формируются, когда облака газа и пыли сжимаются под действием собственного гравитационного поля, но детали этого процесса пока не полностью понятны. Сколько звезд рождается из одного облака? Насколько они массивны? У скольких звезд будут планеты?Чтобы ответить на эти вопросы, команда Майнгаста провела обзор пяти ближайших областей звездообразования с помощью телескопа VISTA в обсерватории ESO в Паранале, Чили. Используя инфракрасную камеру VIRCAM на VISTA, команда регистрировала свет, исходящий из глубины облаков пыли. "Пыль скрывает эти молодые звезды от наших глаз, делая их практически невидимыми. Только на инфракрасных длинах волн мы можем заглянуть глубоко в эти облака, изучая звезды на стадии формирования," объясняет Алена Роттенштайнер, аспирантка Венского университета и соавтор исследования.Обзор VISIONS занимался областями звездообразования в созвездиях Орион, Змееносец, Хамелеон, Южная Корона и Волк. Эти области находятся на расстоянии менее чем в 1500 световых годах от нас и настолько большие, что они охватывают огромную область на небе. Диаметр поля зрения камеры VIRCAM больше, чем три полных Луны, что делает ее уникально подходящей для картографирования этих огромных областей.Команда получила более миллиона изображений за пять лет. Отдельные изображения затем были скомпонованы в представленные здесь большие мозаики, которые открывают огромные космические пейзажи. На этих детализированных панорамах видны темные участки пыли, светящиеся облака, новорожденные звезды и далекие звезды Млечного Пути.Поскольку одни и те же области наблюдались неоднократно, данные VISIONS также позволят астрономам изучить, как движутся молодые звезды. «С помощью VISIONS мы наблюдаем за этими младенцами-звездами в течение нескольких лет, что позволяет нам измерить их движение и узнать, как они покидают родительские облака», - объясняет Жоао Алвес, астроном из Венского университета и руководитель проекта VISIONS. Это не простое достижение, поскольку видимое с Земли смещение этих звезд такое же маленькое, как ширина человеческого волоса, видимого с расстояния 10 километров. Эти измерения движения звезд дополняют те, которые были получены в рамках миссии Европейского космического агентства Gaia на видимых длинах волн, где молодые звезды скрыты за толстыми занавесами пыли.Атлас VISIONS будет занимать астрономов на протяжении многих лет. "Здесь есть огромная долгосрочная ценность для астрономического сообщества, поэтому ESO проводит общедоступные обзоры, такие как VISIONS," - говорит Моника Петр-Гоценс, астроном из ESO в Гархинге, Германия, и соавтор данного исследования. Более того, VISIONS заложит основу для будущих наблюдений с использованием других телескопов, таких как Extremely Large Telescope (ELT) от ESO, который в настоящее время строится в Чили и начнет работу в следующем десятилетии. "ELT позволит нам приблизиться к отдельным областям, предоставляя ранее неизвестные нам детали формирующихся там звезд", - заключает Майнгаст.