Для устойчивого будущего. Молодые ученые России и Белоруссии объединяют силы

Sunday, 09 April, 17:04, poisknews.ru
В Минске прошел Конгресс молодых ученых Белоруссии и России. Форум, инициированный президентами двух стран, организовали белорусская и российская академии наук. Мероприятие было приурочено ко Дню единения народов Белоруссии и России, который отмечается 2 апреля. Конгресс собрал около 500 молодых исследователей. Среди белорусских участников были не только ученые НАНБ, но и работники десятков вузов и отраслевых НИИ. Российские гости представляли научные центры РАН от Карелии до Дальнего Востока, НИЦ «Курчатовский институт» и вузы. Приветствие участникам форума прислали главы двух государств. «Именно ваши открытия, передовые разработки и технологии придадут голосу Союзного государства большую энергию и силу, сыграют решающую роль в укреплении экономической и политической мощи двух стран», – отметил белорусский президент. Владимир Путин подчеркнул, что научный форум проводится в интересах упрочения научно-технологического суверенитета Союзного государства. «Отношения между Российской Федерацией и Респуб­ликой Беларусь носят особый, подлинно союзнический характер, – говорится в послании Президента РФ. – Их значимой составляющей традиционно является сотрудничество в научно-технологической сфере. За последнее время на этом направлении удалось немало сделать: эффективно работают смешанные научные коллективы, разрабатываются перспективные совместные исследовательские проекты, осуществляется систематический обмен профессиональным опытом по линии ведущих академических центров. Важно, что к партнерскому взаимодействию привлекается все больше молодых ученых наших стран – тех, кому предстоит определить будущее российской и белорусской науки на десятилетия вперед». В первый день конгресса на базе институтов Национальной академии наук проходили секционные заседания. Тематика семи секций охватывала практически весь спектр научных исследований. Молодые ученые обменялись опытом проведения научных изысканий, выяснили, какие есть возможности для объединения усилий. Среди ключевых направлений дискуссий были искусственный интеллект, рациональное природопользование, современные биотехнологии. «Молодые ученые по своей сути – мотивированные и энергичные люди, поэтому, когда они собираются вместе, сложные задачи могут решаться очень быстро. В такие моменты мы видим, насколько мы близки и насколько схожи наши взгляды. А главное – у этого есть результат в совместных проектах и грантах», – сказал на встрече с журналистами участник секции «Инновации для АПК», заместитель председателя Совета молодых ученых аграрного отделения НАНБ Александр Садовский. Во второй день форума состоялось пленарное заседание на тему «Молодые ученые: задачи и направления взаимодействия для создания единого научно-технологического пространства Белоруссии и России». В его работе приняли участие представители администрации президента РБ, руководители Постоянного комитета Союзного государства, министерств образования, других министерств и ведомств, ведущих научных центров двух стран. «У нас схожие задачи и проблемы, у нас нет противоречий, мы едины в наших подходах и стремлениях, – заявил, общаясь с журналистами, председатель президиума НАНБ Владимир Гусаков. – Мы не должны отставать от мировых трендов в науке. Это очень важно для устойчивого будущего страны, развития экономики и общества. Конечно, тут дело за молодежью. Стараемся вовлечь ее в науку, заинтересовать, чтобы она показывала выдающиеся, прорывные результаты. А если будем это делать вместе с Россией, которая обладает мощной многоцелевой наукой, то сможем достичь гораздо большего. Серьезные задачи стоят в области микроэлектроники, новых материалов, искусственного интеллекта, синтеза медицинских препаратов, новых методов лечения, биотехнологий, аграрных и гуманитарных наук». Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук (на снимке) в своем выступлении отметил, что уровень развития науки в Белоруссии очень хороший. «В отличие от нас здесь не были разрушены советские устои. Конечно, в силу меньших размеров страны Белоруссия не может себе позволить развивать такой огромный спектр научных направлений, как Россия. Тем не менее ключевые направления науки в республике развиты на высоком мировом уровне», – сказал российский ученый. Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев считает конгресс уникальным событием. «Многие молодые ученые, которые еще вчера работали в рамках своих лабораторий, научно-исследовательских институтов и центров, сегодня вместе сверяют планы и высекают идеи ради реальных секторов экономики, экономической интеграции, технологической независимости и высокой конкурентоспособности наших государств», – подчеркнул госсекретарь. По его словам, сотрудничество двух стран стимулирует не давление Запада, а Договор о создании Союзного государства, подписанный более 20 лет назад. Сегодня ученые Белоруссии и России активно взаимодействуют по таким направлениям, как фармацевтика, высокие технологии, космос, агросектор, гуманитарные науки. Посол РФ в Белоруссии Борис Грызлов, в свою очередь, напомнил, что 27 марта было подписано межправительственное соглашение о научно-техническом и инновационном сотрудничестве. В рамках конгресса состоялось торжественное открытие филиала Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Он разместился на базе Физико-технического института Национальной академии наук Белоруссии. Как сообщил журналистам Михаил Ковальчук, в филиале будут работать шесть лабораторий, оборудование и оснащение которых в скором времени будет поставлено. Кроме того, он также отметил, что сейчас происходит процесс официального вступления Белоруссии в Международный центр нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК в Гатчине. Руководитель Курчатовского института высоко оценил уровень развития белорусской науки, в частности, в области микроэлектроники, что представляет особый интерес для России. «Сегодня это один из важнейших приоритетов, особенно для машиностроения, – сказал он. – Второе – сельское хозяйство, генетика для растениеводства, животноводства, аквакультур. Третье – материаловедение, в том числе для космоса. Четвертое – ядерные технологии, в том числе ядерная медицина. Планируем здесь их активно развивать». Владимир Гусаков, в свою очередь, отметил, что к этой научной инфраструктуре получат доступ также такие научные центры России, как «Сколково», и учреждения Российской академии наук. «У нас есть материальные ресурсы, кадры и необходимая научно-исследовательская база, чтобы по целому ряду направлений Союзное государство могло лидировать в мире. Филиалу предстоит сыграть важную роль в обеспечении технологического суверенитета наших стран в условиях санкционной экономики», – сказал руководитель НАНБ. В дни работы форума состоялась встреча Владимира Гусакова и Михаила Ковальчука. Руководители двух ведущих научных учреждений говорили о дальнейшей активизации совместных исследований ученых двух стран. Председатель президиума НАНБ вручил Михаилу Ковальчуку нагрудный знак отличия им. В.М.Игнатовского Национальной академии наук Белоруссии. Высокой награды ученый удостоен за значительный личный вклад в развитие плодотворного научного сотрудничества между НАН Белоруссии и НИЦ «Курчатовский институт». Александр Юрин Фото: посткомсг.рф   The post Для устойчивого будущего. Молодые ученые России и Белоруссии объединяют силы appeared first on Поиск - новости науки и техники.