Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

О прецеденте, плодящем пошлость

Thursday, 09 March, 15:03, victorsolkin.livejournal.com

Есть явления, мимо которых старательно проходишь мимо, однако пошлость обыкновенно бывает навязчивой и крикливой, она пользуется тем, что никто не хочет ее касаться – проще отвернуться. Собственно, именно это банальное желание – отвернуться у меня появилось год назад, когда я шел по ГМИИ им. А.С. Пушкина после замечательной выставки «Искусство бессмертия». Решил спуститься на первый этаж и заглянуть в свой любимый и родной египетский зал. На пути, проходя через временно опустевший зал искусства греко-римского Египта, я наткнулся «сюрприз» - грубо сколоченная фанерная конструкция, на ступенях которой царил хаос из каких-то обрывков, осколков, старых досок и окрашенных тряпок, напоминающий мусорную кучу. Пригляделся и ужаснулся – среди всего этого были и некоторые подлинные, хотя и второстепенные египетские вещи из собрания музея. Как выяснилось, это был проект Ирины Затуловской «Бегство в Египет».

Я, повторюсь, отвернулся и быстро прошел мимо, испытав чувство брезгливости. Не комментировал я публично увиденное и позже – не хотелось портить послевкусие от основной египетской выставки – и даже когда авторка, которую я не знаю лично, сама написала мне с настойчивым предложением посетить ее выставку, отказался максимально сдержанно, объяснив, что мне подобное не интересно. Собственно, я бы и не вспомнил про это унижение древних памятников до рези в глазах несоответствующим антуражем, если бы в последние дни у меня не обрушилась почта: несколько десятков писем из Воронежа, от моих друзей и журналистов с вопросами, возмущением и фотографиями… да-да, все той же фанерной «пирамиды», которую теперь сколотили в выставочном зале уважаемого ВОХМа им. И.Н. Крамского. И вновь я бы прошел мимо, прокомментировав увиденное парой резких, скорее всего нецензурных фраз в личной переписке, но увиденное меня потрясло: среди тряпок и досок на порядком обшарпанной «пирамиде» в Воронеже появились подлинные древнеегипетские вещи, причем снятые из основной (!) экспозиции, которую мы с коллегами создавали в 2015 году.

Исступленное, навязчивое желание Ирины Затуловской оказаться соразмерной своими творениями древним шедеврам настолько же крикливо и бесстыдно, насколько художественно и, главное, по смыслу – несостоятельно. Не складывается диалог между примитивной вышивкой на куске тряпки с подписью «девушка, стирающая целлофановые пакеты» и гранитной статуей знатной дамы 16 в. до н.э., сидящей, поджав колени и смотрящей куда-то за пределы навязанного ей соседства. Не созвучны картинке с висящими на бельевой веревке штанами древние ушебти – слуги за душу просветленного умершего в мире ином. Не смотрится над «штанами» расположенный чуть выше их пирамидион – подобие изначального холма суши, на котором из вод изначального хаоса поднялось Солнце. Априори не может стоять в подобной компании знаменитый бюст женщины-предка, расписной, 13 в. до н.э. – памятник, аналогов которому нет в музеях России. Египет вообще не созвучен агрессивному лубку и местечковости, в которых буквально тонет это «Бегство в Египет», из которого Египет, определенно, хочет сбежать любой ценой.

Как оказалось, «пресс-конференция виновницы торжества длилась от силы минут десять. У журналистов не было вопросов, у Ирины Затуловской – значимой информации, которую она хотела бы поведать». Нет художественно значимой информации и на самой выставке – в письмах далеко не последних людей Воронежа, приславших мне свои мысли, – разочарование, негодование, осуждение и боль за египетские вещи, попавшие, по сути, не на «пирамиду», а на свалку, установленную в центре зияющего пустотой огромного  выставочного зала музея, помнящего поразительные выставки и знаменитые творения Мастеров.

Мои вопросы воронежским друзьям-музейщикам, многие из которых также не считают, мягко говоря, проект Ирины Затуловской чем-то необходимым для выставочной жизни ВОХИ им. И.Н. Крамского, сразу же получили закономерный ответ. На решение принять выставку, которую автор проталкивает всеми правдами и неправдами в региональные музеи России, повлиял прецедент – то, что проект выставлялся в 2022 году в ГМИИ! Именно такие поступки Марины Лошак, очень часто путающей федеральный музей и дешевую местечковую арт-галерею, разрушают само понимание того, что уместно в музее, а что – нет. Увы, самим воронежцам понять, что подобное не уместно в музее, опыта и знаний не хватило, московский пример и бурная активность авторки проекта явно задавили сознание. Поэтому свое возмущение происходящим я начал с рассказа о выставке в ГМИИ, о которой тогда хотелось промолчать. Видимо о том, что король – голый, нужно говорить сразу и громко. Дурной пример, как мы видим, заразителен, а гремучая пошлость в итоге – торжествует.

(с) Виктор Солкин

(с) фото - https://culturavrn.ru/art/39368

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)