Один директор сказал

Saturday, 04 March, 12:03, scinquisitor.livejournal.com
Несколько дней назад Директор ФБР Кристофер Врей заявил, что по его оценке пандемия COVID-19, скорее всего, началась в китайской лаборатории. За пару дней до этого департамент энергетики США дал такую же оценку, хоть и с “низкой степенью уверенности”.

Самой интересной в этой истории для меня стала реакция некоторых сторонников гипотезы лабораторной утечки коронавируса: “мы же говорили”, “вот теперь-то точно понятно”, “все улики на это указывали”, “пора выбросить на помойку всех ученых, которые утверждали иначе” и так далее.

Забавно это потому, что ни одного нового аргумента, ни одного свидетельства в пользу гипотезы лабораторной утечки за все это время предоставлено не было. Как отсутствие аргументов может кого-то убеждать или переубеждать в той или иной версии? Почему кто-то должен менять точку зрения? Мне это не понятно. Но подозреваю, что там где-то в подсознании происходит что-то такое:

“Все же очевидно. Это оппоненты должны что-то доказывать, опровергать, аргументировать. Правда, верить им все равно нельзя, ведь они, вероятно, работают на Китай. А единомышленники могут просто констатировать свои взгляды и все. Уже неоспоримое доказательство, с которым все должны всерьез считаться. Не могут же спецслужбы врать или искренне заблуждаться. Ой, то есть правильные спецслужбы!”

Когда ученые, специализирующиеся на эволюции вирусов, публикуют несколько подробных исследований в журнале Science с выводом, что “все косвенные доказательства на данный момент указывают на более чем одно зоонозное событие [передачу вируса от животных к человеку], произошедшее на рынке Хуанань в Ухане, Китай” [1,2] – это не аргумент, достойный внимания. Да, вирус передавался людям несколько раз, и только с очередной попытки окончательно закрепился в популяции. Как это бывает при относительно длительном незащищенном контакте людей с заразными животными. Но наверно это происходило в лаборатории.

Когда в другом специализированном научном журнале пишут о том, что в Юго-восточной Азии ежегодно более 60 тысяч человек заражаются родственными коронавирусами, происходящими от вирусов летучих мышей [3] – это тоже не должно менять наши оценки вероятностей природного происхождения очередного такого вируса.

Когда ученые находят в природе коронавирусы с генами более похожими на гены SARS-CoV-2, чем что-либо известное человечеству до пандемии, и показывают, что некоторые из них по умолчанию умеют заражать человеческие клетки [4] – тоже не имеет значения.

И я уж молчу, что можно игнорировать все многочисленные разборы утверждений, что вирус был и вовсе сконструирован искусственно [5-8] и продолжать настаивать, что, дескать, в его геноме есть некие следы генной инженерии, повторяя одни и те же опровергнутые утверждения. Вроде тезиса про якобы специально вставленный фуриновый сайт.

Да, тут нужна оговорка, что из лаборатории мог сбежать и природный вирус и не все сторонники утечки считают, что SARS-CoV-2 получен в результате манипуляций с генами. Но пересечение этих множеств велико. Да чего уж там!

Люди даже умудряются сочетать, что вирус создан в лаборатории, но пандемии не существует. А количество версий о том, как именно его создавали, уже просто не сосчитать. Там и гены ВИЧ якобы нашли, и гены человека, и гены дрожжей, и гены самых разных коронавирусов. И не важно, что все эти версии друг другу противоречат, а не дополняют.

Я был бы рад изменить свою точку зрения о происхождении коронавируса SARS-CoV-2, но может для начала сторонники альтернативных гипотез приведут хоть какие-то проверяемые аргументы, выдерживающие критику? Я искренне не понимаю, как можно ссылаться на новость или текст, содержащий ровно ноль свидетельств по существу обсуждаемого вопроса, и выдавать это за весомый повод для пересмотра или укрепления взглядов.

[1] Worobey M., The Huanan Seafood Wholesale Market in Wuhan was the early epicenter of the COVID-19 pandemic. Science. 2022