Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Ученые создали метод, позволяющий предсказывать спады новомодных трендов

Friday, 14 October, 14:10, naked-science.ru
moda-smeshnaja-768x507.jpgИнтерес к высокой моде остается примерно на одном уровне за счет постоянного переосмысления привычных вещей / © PinterestУченые создали метод, позволяющий предсказывать спады новомодных трендов Можно ли описать жизненный цикл любой культурной инновации, будь то технология, идея или интернет-мем? Исследователи из Европы и США считают, что можно не просто описать, но даже заранее предсказать падение ее популярности по снижению творческого уровня. Группа исследователей из Института эволюционной биологии (Испания), Техасского университета A&M и Университета Теннеси (США) разработала модель жизненного цикла новых явлений человеческой культуры. Согласно модели, популярность любой культурной инновации подпитывается постоянным переосмыслением того, что уже создано в ее рамках. Когда популярность достигает некоторого критического уровня, переосмысление теряется среди простого повторения того, что уже создано. С этого момента технологии, идеи, мемы начинают стагнировать, а интерес к ним — падать, пишут ученые в журнале Humanities and Social Sciences Communications. Теория культурной эволюции, которая изучает динамику материального и информационного творчества человека, исходит из наблюдения, что созданием чего-либо нового занимается относительно небольшое подмножество людей. Под чем-либо новым ученые понимают уточнение уже существующих идей и технологий, внедрение в них элементов, которых до этого не было, или даже простую рекомбинацию тех элементов, что уже были. Когда новое создано, другие люди начинают использовать его путем копирования (например, пересылая интернет-мемы или цитируя кого-то) или подражания (одеваясь как знаменитость или повторяя действия лидеров мнений). Авторы работы назвали первую, творческую группу людей экспертами, а вторую, потребляющую — имитаторами. В разных научных дисциплинах эти группы называются по-разному: производителями и халявщиками, разведчиками и эксплуататорами и так далее. Обычно потребителей во много раз больше, чем создателей, — это хорошо заметно по числу артистов и зрителей, модельеров и любителей моды, программистов и пользователей программ. Разумеется, один и тот же человек в одном случае может быть экспертом (сочинять музыку), а в другом — имитатором (репостить интернет-мемы). Соотношение количества экспертов и имитаторов определяет, что будет происходить с культурным феноменом в ближайшем будущем. Когда идея, учение или технология живет в узком кругу экспертов — она бурно развивается и способна оперативно подстраиваться под быстро меняющиеся условия. С другой стороны, это делает существование культурной инновации нестабильным, потому что за короткий срок она может измениться до неузнаваемости. Из-за этого в сообществе экспертов возрастает текучка: одни творческие люди уходят, потеряв интерес к своему изменившемуся детищу, а на их место приходят другие — заинтересованные. 41599_2022_1380_Fig1_HTML-683x1024.jpgВнутреннюю структуру культурных продуктов можно представить в виде иерархического объединения компонентов или символов / © Humanit Soc Sci CommunИмитаторы же придают новому культурному феномену стабильность — как раз благодаря тому, что просто повторяют созданное экспертами, распространяя его дальше в пространстве и времени. Популярность идеи или технологии растет, имитаторов становится все больше. Однако наряду с этим культурная инновация начинает «цементироваться» от изменений и теряет новизну. В некоторых случаях такое развитие событий довольно быстро приводит к спаду популярности и уменьшению отклика от аудитории. Например, в интернет-мемах и видеоиграх новизна — один из главных факторов успеха, поскольку их неизменное повторение быстро надоедает людям. В других областях этот процесс не так скоротечен, но все же рано или поздно наступает момент, когда из-за роста популярности культурного явления имитаторы буквально заглушают экспертов. В сообществе перестают циркулировать свежие идеи, активность сводится к комментированию созданного без его переосмысления. Культурная инновация превращается в «каменного истукана» и впадает в застой. Вокруг нее разрастаются бюрократия и прочие социальные иерархии, которые занимаются в том числе защитой уже созданного от изменений. Происходит то, что ученые называют смертью экспертизы или размыванием опыта. Авторы исследования проверили эту модель на трех культурных явлениях: видеоиграх для Atari 2600 и Commodore Vic-20 (ассемблерный код 738 ROM-файлов), криптовалютных проектах (1383 документа) и сообщения в разделах r/PunPatrol и r/Politics сайта Reddit (10761 пост). Ученые оценили эти наборы данных по трем параметрам: лексическому многообразию, информационной плотности и структурной сложности. Видеоигры для Atari 2600, криптовалютные проекты и посты в r/PunPatrol полностью уложились в модель. Сначала они пережили бурный рост популярности, из-за которого их сообщества оказались заполнены огромным количеством имитаторов. Это привело к падению многообразия и структурной сложности продукции. Вместо чего-то нового все чаще стало встречаться повторение старого: то есть информационная насыщенность уступила место информационной избыточности. В итоге интерес к играм для Atari 2600, криптовалютным проектам и сабреддиту r/PunPatrol после некоторой стагнации обвалился. Интересно, что на стадии краха число экспертов могло даже превысить число имитаторов, но и это не спасало ситуацию: обвал был необратим. 41599_2022_1380_Fig4_HTML-1024x237.jpgВзлет и падение популярности видеоигр для Atari 2600, криптовалютных проектов и сабреддита r/PunPatrol / © Humanit Soc Sci CommunУ игр для Commodore Vic-20, постов в r/Politics и научных статей в области оптики, которые авторы работы проанализировали для сравнения, не было взрывного роста популярности. Масштабы их сообществ медленно росли весь исследуемый период, поэтому соотношение количества экспертов и имитаторов оставалось примерно одинаковым. Многообразие, информационная плотность и структурная сложность этих продуктов тоже все время колебались у одного и того же уровня. По мнению авторов исследования, их модель напрямую отслеживает разнообразие и эволюцию культурных продуктов, представленных в виде символов, будь это слова естественного языка или программного кода. Но самое главное в том, что модель указывает на чисто внутреннюю причину обвала модных трендов. Это дает возможность (пусть это технически непросто) заранее предсказывать падение интереса к явлениям, которые резко набрали популярность. Ну, а если сообщество не желает снижения качества своей продукции, оно может искусственно регулировать число имитаторов, чтобы количество экспертов поспевало за ростом популярности культурной инновации.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)