В бинарной системе в туманности Тарантул обнаружена спящая черная дыра

Saturday, 08 October, 18:10, iscience.ru
Ученым-исследователям космоса со всего мира удалось найти в пространстве туманности Тарантул некоторую бинарную систему, в которой находится звездная черная дыра и голубая звезда. Дыра оказалась «спящей», каких ранее не наблюдалось за пределами Млечного Пути. 10.jpg Как известно, у нашей галактики существует собственный галактический спутник – Большое Магеллановое Облако, в котором и находится туманность Тарантул. Бинарная система, которая входит в площадь туманности, имеет название VFTS 243. Интересно то, что звезда, благодаря которой она была образована, не взорвалась, как это обычно происходит, а просто пропала. Это обнаружение стало возможным благодаря многим годам исследований с применением устройства FLAMES, которое функционировало при установке его на большое телескоп VLT ESO. Супервайзером наблюдений был Томер Шенар, окончивший Амстердамский университет. Он называет свою находку «одной на миллион», так как ученым и ранее встречались черные дыры вне пространства Млечного Пути с похожими характеристиками, но только у этой удалось определить и научно доказать наличие звездной массы и «спящий» статус. Чем особенны черные дыры со звездной массой в бинарных системах? В случае, если срок жизни большой звезды подходит к концу, и она постепенно становится жертвой собственного гравитационного эффекта, появляются звездные черные дыры. Если система бинарная, то есть в ней находится два небесных тела, которые имеют на друг друга большее влияние, чем звезда, вокруг которой они обращаются. Если один из тел-партнеров распадается с течением времени, его место занимает черная дыра. Ее можно охарактеризовать как «спящую», если ее уровень рентгеновского излучения низкий. Черная дыра со звездной массой в туманности Тарантул, по данным ученых, в девять раз тяжелее Солнца. Ее звезда, вокруг которой она вращается, голубого цвета и имеет очень высокую температуру поверхности, а также тяжелее нашего Солнца в 25 раз и в 200 тыс. раз больше, чем сама черная дыра. Почему «спящая» черная дыра так интересует ученых? Отыскать черные дыры с низким уровнем рентгеновского излучения, так называемые «спящие», очень непросто, так как они мало на что влияют вокруг себя. При поисках бинарной системы VFTS 243 ученым пришлось исследовать около тысячи других крупных звезд в туманности Тарантул, прежде чем они наконец сумели заметить звезду с черной дырой в качестве партнера. Кандидатов на получение такого статуса было несколько, поэтому также ученым необходимо было найти доказательства того, что это действительно то, что им нужно. Среди ученых, изучающих черные дыры, также есть люди, сомневающиеся в существовании объекта именно с теми самыми показателями – «спящая» дыра со звездной массой, находящаяся в бинарной системе. Таким ученым был, к примеру, Карим Эль-Бадри из Смитсоновского и Гарвардского центра астрономии и физики. Но когда объект был все же найден, ни у кого больше не было сомнений. Невзорвавшаяся звезда и «спящая» черная дыра в VFTS 243 По мнению ученых-астрономов, черная дыра со звездной массой появляется как следствие разрушением ядра умирающей крупной звезды. Неизвестно, должен ли в таком случае обязательно происходить взрыв. В результате исследования бинарной системы VFTS 243 удалось понять, что черная дыра появилась не как результат взрыва звезды, а попросту, когда та полностью разрушилась. Хотя многое еще остается загадкой для ученых, благодаря этому открытию они надеются найти больше подобных этой «спящих» черных дыр, которых, по разным оценкам, в галактиках-спутниках Большом Магеллановом Облаке и Млечном Пути, еще тысячи.The post В бинарной системе в туманности Тарантул обнаружена спящая черная дыра first appeared on Новости науки.