(из дневника Александра Серебровского, 16.II.1914)
«Наше время отличается некоторыми интересными чертами, заставляющими считать его началом новой эры истории человеческой культуры. Общий характер этих особенностей заключается в свойственном ему эклектизме, развившемуся до совершенно невероятных, чудовищных размеров.
Каждому народу, каждому времени свойственны свои песни. В данном случае под песнями понимаю все составляющие духовной жизни народа, человечества. Эти составляющие заботливо охраняются человеком в качестве традиций, идей красоты, истины, добра, блага и т.д., одним словом, в том запасе абсолютов, которые переходят из поколения в поколение.
Почвой, воспитавшей эти абсолюты во всех областях жизни, в искусстве, морали и т.д., является незыблемая основа одного характерного миропонимания, родившегося когда-то в пучине седой истории и почившего от смертельной раны, нанесённой ему учением эволюционизма. В противовес этому миропониманию, старое хорошо выражается термином статического миропонимания.
Сейчас я отмечу только одну сторону этого мировоззрения. Наиболее характерной этой чертой является представление о существовании какого-то абсолютного регламента, определяющего все стороны мира, определяющего наилучший, этичный, совершенный образ жизни, некоторую "неземную" красоту и т.д. С этой точки зрения каждый поступок человека оценивается по степени его уклонения от норм этого Единого Регламента: чем больше уклонение, тем хуже поступок. Обратно, все искания в области этики являлись искажением этого Потерянного Рая, искажением забытого регламента, который некогда был дан, но утерялся. Старики, деды еще помнили эти скрижали по преданиям от своих дедов. А чем дальше из поколения в поколение, тем сильнее и безнадёжнее забывается и искажается этот регламент.
Нечто аналогичное можно обнаружить и в других областях жизни духа, например в искусстве. Родившееся на той же почве учение об Единой сущей Красоте видело задачу искусства во вскрытии и в выявлении этой единой красоты.
Я особенно подчёркиваю - Единую. Совершенно очевидно, это первозданная сущая красота была единой, как и все параграфы в Регламенте, не знавшем путаницы и противоречий и разъяснений сената. Красота, Мораль как атрибуты мировой сущности, или еще чего-нибудь, конечно, не могли двигаться, они едины, как един мир. Всё же эволюция красоты, морали и т.д., явилась результатом заблуждения, великого человеческого забвения первоначального текста регламента, исказившее великое воспоминание о должном.
С этой точки зрения, понятно, почему каждый народ в данное время живёт единой истиной и единой красотой, почему развивает только один стиль. Конечно, локально их может быть несколько. Могут быть разные "стили" и в разных классах общества. Это не меняет сути дела. Но факт тот, что Египет несколько тысячелетий развивал свой стиль. В разных частях Греции развились три стиля также в течение ряда веков. Многие годы царила готика, ренессанс, ампир. Каждый стиль приходил на смену старому как новое достижение, новый шаг к вскрытию забытого лика Красоты, изгонял предыдущие стили, чтобы в своё время погибнуть перед новым достижением.
И вот теперь, когда эволюционное учение пропитало нас, мы поняли, что долго и ужасно обманывались. Поняли, что ничего нами не потеряно, ничего не забыто. Там, позади истории, ни истины, ни красоты нет. Мало того, поняли, что никакой единой и абсолютной системы норм не существует и не существовало и что каждый миг истории творит всё новые и новые формы, новые красоты, новую этику.
Неизмеримые богатства мы сразу приобрели. Оказалось, что Египет вовсе не заблуждался в своих тяжёлых пирамидах и барельефах, как не заблуждались ни Ассирия, ни Персия, как не заблуждались ни готика, ни ампир, ни всякое другое течение художественной мысли. Каждое из них искало и каждое нашло, нашло своё собственное, дивное, чудесное, что не только не достойно проклятия и изгнания, а наоборот - дальнейшей разработки.
И вот мы учились богатству и видим необычайное: мы видим, как на Мясницкой строится дом в Египетском стиле, в Мёртвом переулке чудесный ампир, у Христа спасителя расцвёл русский стиль, а на Каретной садовой выстроили средневековый замок с бойницами и рыцарями в латах. Мы смотрим на то и другое и видим, что и то и другое одинаково хорошо.
Нашему времени суждена дальнейшая разработка того, что так долго покоилось и было отвержено, разработка старых стилей. Спросят горестно - отчего же наше время не создаёт своего собственного стиля? Нет сомнений в том, что оно много своего создаёт. Египтяне не строили шестиэтажных домов с лифтами, средние века не знали доходных домов с сотнями квартир. Поэтому всё старое в руках современников претворится, будет развиваться. Но, что несомненно, это то, что наше время уже не будет создавать единый стиль. Оно создаёт их целую массу, может быть, десятки тончайших нюансов. Может быть, от этого замедлится их выработка, но зато и удлинится период творчества.
Это ещё одно достояние эволюционного мировоззрения».
Вестник РАН. 2008. Т.78. №3. С.252
Комментарии (0)