Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Эволюционное мировоззрение и эстетический идеал

Friday, 07 January, 18:01, wolf-kitses.livejournal.com

(из дневника Александра Серебровского, 16.II.1914)

«Наше время отличается некоторыми интерес­ными чертами, заставляющими считать его нача­лом новой эры истории человеческой культуры. Общий характер этих особенностей заключается в свойственном ему эклектизме, развившемуся до совершенно невероятных, чудовищных размеров.

Каждому народу, каждому времени свойствен­ны свои песни. В данном случае под песнями по­нимаю все составляющие духовной жизни народа, человечества. Эти составляющие заботливо охра­няются человеком в качестве традиций, идей кра­соты, истины, добра, блага и т.д., одним словом, в том запасе абсолютов, которые переходят из по­коления в поколение.

Почвой, воспитавшей эти абсолюты во всех областях жизни, в искусстве, морали и т.д., явля­ется незыблемая основа одного характерного ми­ропонимания, родившегося когда-то в пучине се­дой истории и почившего от смертельной раны, нанесённой ему учением эволюционизма. В про­тивовес этому миропониманию, старое хорошо выражается термином статического миропони­мания.

Сейчас я отмечу только одну сторону этого мировоззрения. Наиболее характерной этой чер­той является представление о существовании ка­кого-то абсолютного регламента, определяюще­го все стороны мира, определяющего наилучший, этичный, совершенный образ жизни, некоторую "неземную" красоту и т.д. С этой точки зрения каждый поступок человека оценивается по степе­ни его уклонения от норм этого Единого Регламен­та: чем больше уклонение, тем хуже поступок. Об­ратно, все искания в области этики являлись иска­жением этого Потерянного Рая, искажением забытого регламента, который некогда был дан, но утерялся. Старики, деды еще помнили эти скрижали по преданиям от своих дедов. А чем дальше из поколения в поколение, тем сильнее и безнадёжнее забывается и искажается этот ре­гламент.

Нечто аналогичное можно обнаружить и в других областях жизни духа, например в искус­стве. Родившееся на той же почве учение об Еди­ной сущей Красоте видело задачу искусства во вскрытии и в выявлении этой единой красоты.

 

Я особенно подчёркиваю - Единую. Совер­шенно очевидно, это первозданная сущая красота была единой, как и все параграфы в Регламенте, не знавшем путаницы и противоречий и разъяс­нений сената. Красота, Мораль как атрибуты ми­ровой сущности, или еще чего-нибудь, конечно, не могли двигаться, они едины, как един мир. Всё же эволюция красоты, морали и т.д., явилась результатом заблуждения, великого человеческого забвения первоначального текста регламента, ис­казившее великое воспоминание о должном.

С этой точки зрения, понятно, почему каждый народ в данное время живёт единой истиной и единой красотой, почему развивает только один стиль. Конечно, локально их может быть не­сколько. Могут быть разные "стили" и в разных классах общества. Это не меняет сути дела. Но факт тот, что Египет несколько тысячелетий развивал свой стиль. В разных частях Греции раз­вились три стиля также в течение ряда веков. Многие годы царила готика, ренессанс, ампир. Каждый стиль приходил на смену старому как но­вое достижение, новый шаг к вскрытию забытого лика Красоты, изгонял предыдущие стили, чтобы в своё время погибнуть перед новым достижением.

И вот теперь, когда эволюционное учение про­питало нас, мы поняли, что долго и ужасно обма­нывались. Поняли, что ничего нами не потеряно, ничего не забыто. Там, позади истории, ни исти­ны, ни красоты нет. Мало того, поняли, что ника­кой единой и абсолютной системы норм не существует и не существовало и что каждый миг исто­рии творит всё новые и новые формы, новые красоты, новую этику.

Неизмеримые богатства мы сразу приобрели. Оказалось, что Египет вовсе не заблуждался в своих тяжёлых пирамидах и барельефах, как не заблуждались ни Ассирия, ни Персия, как не за­блуждались ни готика, ни ампир, ни всякое другое течение художественной мысли. Каждое из них искало и каждое нашло, нашло своё собственное, дивное, чудесное, что не только не достойно про­клятия и изгнания, а наоборот - дальнейшей раз­работки.

И вот мы учились богатству и видим необы­чайное: мы видим, как на Мясницкой строится дом в Египетском стиле, в Мёртвом переулке чу­десный ампир, у Христа спасителя расцвёл рус­ский стиль, а на Каретной садовой выстроили средневековый замок с бойницами и рыцарями в латах. Мы смотрим на то и другое и видим, что и то и другое одинаково хорошо.

Нашему времени суждена дальнейшая разра­ботка того, что так долго покоилось и было от­вержено, разработка старых стилей. Спросят го­рестно - отчего же наше время не создаёт своего собственного стиля? Нет сомнений в том, что оно много своего создаёт. Египтяне не строили ше­стиэтажных домов с лифтами, средние века не знали доходных домов с сотнями квартир. Поэто­му всё старое в руках современников претворит­ся, будет развиваться. Но, что несомненно, это то, что наше время уже не будет создавать единый стиль. Оно создаёт их целую массу, может быть, десятки тончайших нюансов. Может быть, от этого замедлится их выработка, но зато и удли­нится период творчества.

Это ещё одно достояние эволюционного миро­воззрения».

Вестник РАН. 2008. Т.78. №3. С.252

 

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)