Tuesday, 09 August, 13:08, poisknews.ru
09.08.2022 Международная группа ученых, в том числе профессор Института экономики и менеджмента Томского госуниверситета Марина Рыжкова, провела лабораторный экономический эксперимент по проблемам изменения климата и возможностям общества кооперироваться перед лицом этой угрозы. Исследователи изучили действия студентов из Томска, Москвы, Бонна и Киля в игре, имитирующей условия, в которых может оказаться человечество при глобальных изменениях климата. Такие изменения способны привести к катастрофе, если люди не скооперируются и не вложат заблаговременно достаточные личные ресурсы в мероприятия, препятствующие этим изменениям. Статья с результатами исследования опубликована в британском журнале «Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences». Коллектив авторов – профессор ИЭМ ТГУ Марина Рыжкова, руководитель международной лаборатории экспериментальной и поведенческой экономики НИУ ВШЭ Алексей Белянин и коллеги из Германии Джанлука Гримальди, Хайке Хенниг-Шмидт и Тилль Реквате. Лабораторный экономический эксперимент похож на деловую игру, принципиальным отличием является цель – тестирование научных гипотез о поведении людей в смоделированной (упрощенной) экономической ситуации. В Томске экономические лабораторные эксперименты проводятся давно, их организатор – профессор кафедры экономики Марина Рыжкова, чья научная специализация и практический опыт в этой области насчитывают уже более 10 лет. Участники представляли как свои города, так и страны. Организаторы предоставили внутриэкспериментальные условные деньги, которые участники могли вносить в общий фонд, чтобы снизить (в том числе до нуля) вероятность неблагоприятных экологических событий и таким образом предотвратить коллективные убытки при их наступлении. В основу эксперимента была положена дилемма производства общественного блага, ведь для предотвращения планетарной катастрофы усилий одной страны недостаточно, необходимы скоординированные действия всех стран, а сильного административного координирующего центра на Земле нет. Ученые хотели выяснить, что же может способствовать такой координации. Стандартное предсказание экономической теории сводится к тому, что участники будут предпочитать не сдавать средства в общий фонд, понадеявшись, что это сделают другие («проблема безбилетника»). К тому же, на решения участников могут влиять различные факторы, в том числе геополитика, культурные и иные различия. Означает ли это, что катастрофы не избежать? Всего участники эксперимента имели возможность 10 раз принимать решения, срабатывал один из вариантов случайным образом. Были разные экспериментальные условия: в одних участники знали, откуда их оппоненты, в других нет. В некоторых играх была возможность наложения индивидуальных санкций друг на друга: если один из игроков полагал «неподобающим» поведение другого члена группы, он мог потратить свои «деньги» на то, чтобы отнять у другого участника гораздо большую сумму. Результаты опровергли пессимистический прогноз: оказалось, что при международном взаимодействии кооперативность повышается. Если во время сессий «Бонн vs. Киль» уровень кооперативности был выше, чем во время сессии «Москва vs. Томск», то когда российские участники оказывались в одной группе с участниками из Германии, количество «денег», которые они сдавали в фонд, быстро росло и в большинстве сессий достигало уровня немцев, особенно в том случае, когда были возможны санкции. При этом игроки собирали достаточный общий фонд, чтобы гарантировать защиту от возможной катастрофы. – О чем нам говорят итоги эксперимента? Сходство результатов в «слепом» и открытом взаимодействии участников из разных стран показывает, что люди в целом готовы к кооперации и соблюдению достигнутого соглашения, – комментирует Марина Рыжкова. – В нашем случае они с большой вероятностью будут вести себя «экологично» и в реальной жизни – например, при покупке экологически чистых товаров, экономии воды и так далее, если видят перед глазами примеры такого поведения. Рыжкова добавляет, что в группах были 6 участников: по трое из каждой лаборатории. И при взаимодействии с немцами половины группы оказалось достаточно, чтобы вывести среднеэкспериментальные результаты интернациональных групп по количеству собранного общего фонда на уровень немецких групп. – Это верно и в открытых сессиях (когда участники знали, с кем они взаимодействуют – с русскими или немцами), и в «слепых». Не только дурной пример заразителен, но и устойчивый положительный, – подчеркивает профессор ИЭМ ТГУ. – Также при решении глобальных вопросов, подобных проблеме изменения климата, важно ввести некоторые правила для значительных и устойчивых изменений в стандартах поведения (одна из мер – налог на выбросы углекислого газа), а в случае их нарушения применять санкции, эффективность которых также демонстрирует проведенный эксперимент. Ученые отмечают, что результаты исследования могут быть обобщены и на страны из разных культурных областей, а также могут быть использованы в качестве рекомендаций для политиков и топ-менеджеров. Для справки: «Proceedings of the Royal Ыociety B: Biological Sciences («Труды Королевского общества», тематическая серия B: биологические науки, Q1) – одно из главных печатных изданий Лондонского Королевского общества, аналога Российской академии наук. Издается с 1800 года.    УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТГУ The post Что поможет избежать климатической катастрофы, выявили ученые в ходе экономического эксперимента appeared first on Поиск - новости науки и техники.