Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

НИНА КАПЦОВА И АРТЕМ ОВЧАРЕНКО: РАССКАЗ О ТОМ, КАК Я НЕ ПРОЩЕЛКАЛ СВОЕГО ЩЕЛКУНЧИКА

Tuesday, 21 December, 00:12, botalex.livejournal.com
Вчера устроил себе праздник - сходил в Большой на Щелкунчика. Есть у меня такой предновогодний пунктик с этим спектаклем. Однако же столкнулся с непредвиденными препятствиями.Как и повелось в последние годы, билеты на предновогодние Щелкунчики загодя скупили толтосумные компании для своих служащих и их деток. В итоге на вчерашний спектакль я уже и не надеялся попасть, убедившись за неделю, что даже у перекупщиков осталось всего несколько билетов, да и те по космическим ценам. Но что-то дернуло меня в субботу заполночь зайти на сайт Большого, и, о чудо! - выбросили 5 отличных мест в продажу on-line. Так что и в этом году я своего Щелкунчика не прощелкал :)В зале гомозилась по большей части не балетоманская публика. Детей и правда было много, много было и камер (французы транслировали спектакль в прямой эфир на 22 страны). А потому особенно удручали несколько свободных мест в амфитеатре и в бельэтаже, что, впрочем, вполне ожидаемо от непредсказуемой корпоративной публики.Так вот, вчерашний Щелкунчик стал особенно желанным, ибо задействована в нем была интереснейшая для меня пара - Нина Капцова и Артем Овчаренко. Если Нина танцует Машу не первый год и давно уже соответствует уровню примы, то звезда 23-летнего Артема зажглась и достигла накала сверхновой за очень короткий промежуток времени. Для себя я впервые выделил Артема в спектакле "Дочь фараона" в прошлом октябре. Спектакль легкий, без какой бы то ни было глубокомысленности и хорош для семейного просмотра. В той постановке танцевала несравненная Наталья Осипова, но вот у Артема, казалось, никак не залаживался контакт с партнершей. Однако, чем-то его танец цеплял. Затем были "Ромео и Джульетта" (с Ниной Капцовой) и "Эсмеральда" (опять же с Осиповой), и вновь Артем выделялся какой-то особенной манерой, неканоническим прочтением роли, за что наполучал виртуальных оплеух от недальновидных и скорых на самосуд критиков. Однако недавний Гала-концерт, посвященный закрытию года Франция-Россия, продемонстрировал талант этого танцовщика в коротком выступлении в «Симфонии до мажор» на музыку Ж. Бизе. Танец Артема с прыжками, исполненными невесомой грации в сочетании с  хорошей элевацией, выпукло выделялся даже на фоне этуалей из парижской Опера. Именно Артем и захватывающий дух дуэт Вани Васильева с Наташей Осиповой (па де дё из Пламени Парижа) и вытащили концерт из бесконечного уныния :).s640x480s640x480Слева Артем Овчаренко и Наталья Осипова ("Дочь фараона"), справа Артем и Нина Капцова ("Ромео и Джульетта"), октябрь 2010. Эти и последующие снимки заимствованы с блога Ирины Лепнёвой"Щелкунчик", исполненный 17-ого декабря вызвал, волну восторгов, которая прокатилась даже в среде скептиков. Не сдержал эмоций и сам Артем, отписав на своей страничке в фэйсбуке: "Щелкунчик, думаю, удался. Теперь 19-ого!!". Подогретый всем этим, я поспешил на встречу с прекрасным. И не пожалел!!!Нина Капцова как всегда была на высоте. Удивительная и явно недооценённая танцовщица, тонкий мастер с объемным даром, чьи сценические воплощения дышат художественной и человеческой зрелостью. Блестящее владение техникой придает ее танцу ощущение полной свободы как в движении, так и в формах выражения драматургии балета. Танец Нины повествует о чувствах Мари языком, понятным даже случайному на балете зрителю. За два часа капризная девочка преображается в девушку, в чувствах которой просыпается отнюдь не детская зрелость, когда экстатическая влюбленность сосуществует с осознанным страхом перед эфемерностью происходящего и предчувствием неминуемого расставания. На мой взгляд, Нина как нельзя лучше передает трагические коннотации музыки Чайковского (ей-богу, никогда не был я истеричным ребенком, но в детстве именно Вальс цветов, да еще одинокая скрипка из "Сказок Шахерезады" Римского-Корсакова неизменно будили во мне слезу). В нинину Машу я влюбился еще лет десять назад, и по сей день она мне видится ничуть не повзрослевшей. s640x480Нина Капцова в роли нубийской невольницы Рамзеи ("Дочь Фараона").Честно говоря, не понимаю, отчего Нина Капцова так засиделась в ведущих солистках?.. Коль уж В. Васильев, не побрезговав в свое время симонией, произвел в примы Настю Волочкову, Нину сам Бог промышляет в Балерины! Ну и пусть девушка не обзавелась ухажером-владельцем заводов, газет, пароходов, что ж с того? - голодные времена для Большого давно прошли...Что же касается Артёма Овчаренко, очевиден воистину стремительный рост этого танцовщика (вряд ли вследствие смены педагога, как предположили некоторые критики, - скорее это закономерный результат упорного труда талантливого юноши). Артем пока еще преодолевает путь к достижению того уровня мастерства, когда техника танца перестает быть самоцелью и становится средством, а ремесло превращается в Искусство. За чистотой исполнения местами все еще просматривается боязнь ошибки, сдерживание бурлящей индивидуальности. И всё же, очень порадовали широко-амплитудные круги жете, чисто и воинственно исполненый гран-пируэт, впечатлили и мощные поддержки в пику кажущейся субтильности Артёма. В общем и целом, парень растет на глазах, и потенциал для роста чувствуется изрядный. При всех оговорках и огрехах его танец, хоть и лишенный всякой аффектации, вовлекает и завораживает зрителя, а это уже нечто аутохтонное, порожденное внутренней духовной переработкой, то, что у зрелого мастера становится харизмой, и этому не способен обучить ни один педагог. Танец Артема остается каким-то непокоренным и самобытным, как бывает, если роль выстрадана и обдумана самим исполнителем. Оставаясь естественно скромным, он словно не желает вписываться в прокрустово ложе роли, и именно эта непокорность привлекает зрителя. Отмечу также, что в этом Щелкунчике родился и необходимый контакт с партнершей, чего так не доставало его Таору и Фебу. Снимаю шляпу перед мудростью Григоровича, поставившего Тему в пару с Ниной. Фактурно Артем - идеальный принц-Щелкунчик, ибо сочетает анатомически легкую грацию с благородной мужественностью. Видимо, таится в его характере определенная ежистость, о которую и оцарапался предыдущий педагог (Николай Цискаридзе). Лично мне симпатична эта юношеская задиристость Артема, которая безо всякой мишуры оживляет его сценические образы. s640x480 s640x480Артем и Нина в образах Ромео и Джульетты.Интересно, с какими совпадениями приходится сталкиваться в жизни. Так, детство Артема и Вани Васильева, которому я посвятил уже 3 поста, прошло под одной крышей, точнее несколько лет они соседствовали по дому в Днепропетровске.  И оба поступили в одно училище при днепропетровском театре. Далее дорожки их расходятся, но ненадолго: и тот и другой юноша независимо друг от друга поступают в главный театр России. Совершенно разные по фактуре и характеру Артем и Иван стали ценнейшим приобретением Большого. Сегодня за балетной карьерой парней следят не только балетоманы Москвы, но и весь театральный мир. Ну, а я, как доктор, желаю всем героям этого поста крепких связок, сильных мышц и отбалансированных суставов, ну, и отличного новогоднего настроения! :)Нина с мужем (пианистом Алексеем Мелентьевым) на канале "Культура" в Монологах о себе (часть 1, и там же найдете часть 2): Артем в программе "Кто там" В. Верника, выпуск 18 октября 2008: Он же - Щелкунчик-дебютант:
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)