Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

СИМВОЛИКА ОДНОЙ ИКОНЫ

Sunday, 15 August, 18:08, botalex.livejournal.com
Съездил вчера в Переславль-Залесский полюбоваться церквями, а заодно и на выставку «Светлому образу Твоему поклоняемся» икон богородичного цикла в Культурно-выставочном центре на Ростовской. Выставка превзошла все мои ожидания. Представлена вся житийная иконография Пресвятой Богородицы, а также интересные Одигитрии, Елеусы, Оранты и другие типы изображения Богоматери с Младенцем Христом, из собрания Переславского музея-заповедника.

Очень заинтересовал меня вот такой редкий вариант Одигитрии (путеводительницы) под названием Гора Нерукосечная, происходящий из разобранной большевиками на кирпичи для бани Крестовоздвиженской церкви, расположенной в самом центре Переславля-Залесского (нынче на её месте построено некое подобие утраченного).


Икона Богоматерь "Гора Нерукосечная" (XVI век).

Такие иконы преследовали образовательные цели, визуализировали и помогали прихожанам запоминать символические образы, упомянутые в Акафисте Пресвятой Богородице, а также истолкованные в христианской экзегетике как ветхозаветные предсказания новозаветных событий. Ветхий Завет всё больше походил на сборник непонятных сказок и составителям Библии требовались мостики к Новому Завету — менее обытовлённому и более интеллектуально-иносказательному.

Изображение Богородицы Горы Нерукосечной основано на ветхозаветном рассказе о толковании пророком Даниилом сна царя Навуходоносора про колосса на глиняных ногах, которого разрушил камень, отколовшийся от горы (Дан. 2:34-35). Таким образом, гора является главным и обязательным мотивом этой иконы.

Чаще всего в иконографию Горы Нерукосечной помимо горы входили лествица (лестница) и неопалимая купина (горящий терновый куст).

В данном случае за основу взята самая древняя из сохранившихся Гор Нерукосечных из Соловецкого монастыря (ныне хранится в музее-заповеднике «Коломенское» в 11 зале на выставке "Вехи истории Коломенского" в Комплексе Дворцовых (Передних) ворот Государева двора). Иначе эту икону называют Облачной, поскольку мафорий украшен сложным волнообразным рисунком, трактуемым как облачный мотив (в Акафисте Пресвятой Богородице — Радуйся, покров мира, обширнейший облака). Кроме орнамента мафория, особенностями соловецкой иконы являются помещённые на челе и плечах Богородицы три лика, от которых исходят золотые лучи (их понимают как замену традиционных звёзд, которыми символизируют девство Марии (в Акафисте — Радуйся, луч умнаго солнца). Волны мафория перенесены и на переславскую икону, а оставлено два (левое плечо скрыто) изо рта их исходят лучи света и они снабжены подписями "Солнце" и "Луна" (4)

Подписана и вся символика, коей испещрен мафорий Богородицы. Итак, разбираем подробнее (всё пронумеровано над соответствующими словами, написанными церковнославянской кириллицей):



(1) Гора и камень — рассказал выше.

  • Из Акафиста Пресвятой Богородице: Радуйся, лествице превышенебесная, которою низшел Бог.

(2) Лествица. Речь о Лестнице из сна Иакова (Быт. 28:12—16). В православной традиции ветхозаветный рассказ о сновидении Иакова является одним из первых пророчеств о приходе на землю Христа, в которам лестница (лествица), по которой Господь во плоти спускается на землю с небес, ассоциируется с Божией Матерью.

  • Радуйся, поклонение огню угасившая.

  • Радуйся, от пламени страстей избавляющая.

(3) Купина = Неопалимая купина — в Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст (купина = куст), в котором Бог явился Моисею, пасшему овец в пустыне близ горы Синай. Когда Моисей подошёл к кусту, чтобы посмотреть, «отчего куст горит огнём, но не сгорает» (Исх. 3:2), Бог воззвал к нему из горящего куста, призвав вывести народ Израиля из Египта в Обетованную землю. Святой Иу­стин Фи­ло­соф, свя­ти­те­ли Гри­го­рий Нис­ский и Ио­анн Зла­то­уст, Ие­ро­ним Бла­жен­ный, святитель Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский, Фео­до­рит Кир­ский и др. ви­де­ли в Неопалимой купине так­же один из про­об­ра­зов Ии­су­са Хри­ста (со­еди­не­ние тлен­но­го рас­те­ния и Бо­же­ст­вен­но­го ог­ня по­доб­но че­ло­ве­чес­кой и Бо­же­ст­вен­ной при­ро­дам Хри­ста), а так­же сим­вол чу­дес­но­го за­ча­тия Бо­го­ро­ди­цей от Свя­то­го Ду­ха (го­ре­ние, но не сго­ра­ние тер­нов­ника сим­во­ли­зи­ру­ет «все­ле­ние» Бо­га в де­ви­че­скую ут­ро­бу, со­хра­няю­щее дев­ст­во не­при­кос­но­вен­ным).

  • Радуйся, древо благосеннолиственное, под которым укрываются многие.

(5) Древо = Древо Иесеево — аллегорическое изображение родословной Иисуса Христа, связанное со строками из книги Исайи: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Символ указует на преемственность Ветхого и Нового Заветов, опираясь на приведённое в Евангелии от Матфея родословие Иисуса Христа (Мф. 1:1-17)

  • Радуйся, дверь досточтимаго таинства.

(6) Жезл = Процветший жезл Аарона (Чис. 17:1—8). В христианской экзегетике чудесно процветший Ааронов жезл считается символом Богородицы и в этом качестве часто встречается в иконографии, в миниатюрах, монументальной живописи, иконах, являясь атрибутом как Аарона, так и Иосифа.

(7) Дверь — аллюзия к Воротам Иезекииля (Иез. 44:1-3): И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены." Амвросий Медиоланский святитель истолковывает: "Кого же, как не Марию обозначают эти врата? Они заперты, потому что она – дева. Итак, врата обозначают Марию, чрез которую Христос вошел в этот мир, явившись от девственного рождения и не повредив ключей девства (genitalia virginitatis claustra non solvit). Когда исходил от девы Тот, величия Которого не мог вместить мир, то ограда целомудрия (septum pudoris) осталась неповрежденною и знаки непорочности пребыли не разрушенными."

(8) Клеща — клещи из видения Исайи (Ис 6:1–7) позже трактовалось как прообраз Боговоплощения, где уголь — символ Христа, а клещи — символ Богородицы.

  • Радуйся, кивот, позлащенный Духом.

(9) Киот — имеется в виду Ковчег Завета = Киот Давидов, который в экзегетике также сравнивается в Богоматерью. Так, Кирилл Александрийский писал, что вочеловеченный Бог Слово пребывал «как бы в кивоте, в храме, воспринятом от Девы», и в ранней христианской экзегетике дева Мария удостаивается таких эпитетов как «священный ковчег», «истинный кивот» (оба — у Ефрема Сирина) и «умный кивот славы» (у Иоанна Златоуста). В православной гимнографии её именуют, в частности, «Ковчег, позлащенный Духом». Согласно библейским текстам, Ковчег Завета сооружён по приказу Всевышнего Веселеилом или Моисеем. Переносился впереди пересекавшего пустыню народа Израиля, играл роль во взятии Иерихона и дальнейших войнах израильтян. Доставлен царём Давидом в Иерусалим и помещён его сыном Соломоном в Святая святых Иерусалимского Храма. Исчез бесследно при захвате Иерусалима вавилонянами или ранее.

(10) Руно (Руно Гедеоново = Руно орошенное) — также именование Богоматери, связанное с ветхозаветным образом чудесно орошенного руна праотца Гедеона. В Книге Судей (Суд: 6:37–38) рассказано, как выпавшая роса на расстеленную Гедеоном стриженую шерсть (руно), в то время когда по всей земле было сухо, подтвердила слова Бога, что Он спасёт Израиль. В Новом Завете ветхозаветное руно, на которое пала небесная роса как символ спасения иудейского народа, ассоциируется с Девой Марией, через Которую воплотился Бог для спасения всего человечества. Святитель Димитрий Ростовский, написав книгу о чудесных исцелениях от икон Пресвятой Богородицы, назвал её «Руно орошенное».

  • Радуйся, огненный столп, путеводящий находящихся во мраке.

(11) Пламя, Свеща и Свешница — очевидные символы Богоматери. Есть даже такая икона "Свеча Неугасимая Огня Невещественного".


Успенский собор (1750-е годы)

Собрание Переславского музея-заповедника основано легендарным краеведом Переславского края, историком Михаилом Ивановичем Смирновым, спасавшим шедевры иконописи и церковную утварь из разбираемых на кирпич, взрываемых и разграбляемых церквей, сильно пострадавшим от сталинских репрессий. Слава богу, Успенский Горицкий монастырь, на территории которого располагался музей-заповедник, возвращается церкви, но вот судьба музейного собрания пока не определена — то ли вынесут в отдельный музей, то ли оставят в монастыре.

Я провёл на выставке пару часов и не встретил других посетителей. Обидно, но нововоцерковлённый народ русский не шибко интересуется иконописью и вообще очень мало знает о Христианстве вообще и Православии в частности, подменяя веру соблюдением некоторых полуязыческих ритуалов, ношением крестиков и прочей мишурой. А жаль.


Никитский собор (1564 год)


Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)