Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

LXXI ШБО: варианты

Sunday, 20 February, 09:02, prokhozhyj.livejournal.com
 
      Поскольку отсечка времени, начиная с которой варианты I тура LXXI ШБО более не являются закрытыми, пройдена, и варианты появились на сайте ШБО, выложу для интересующихся и тут. Делали мы эти варианты, уже понимая, что и в этом году ШБО пройдёт онлайн (хорошо хоть, что на наши вопросы ответы не гуглятся), и поэтому решились на эксперимент: посмотреть, как будут выглядеть ответы, если варианты разных классов пересекутся сильно. Это не значит, что оно теперь так всегда будет :), но в этом году – так.
      Ниже я, чтобы не повторять лишний раз общие для разных классов вопросы, выложил два комплекта вопросов: "младший" и "старший", отметив места, где внутри них есть различия между классами. Надеюсь, вышло понятно. Деткам, само собой, такой ребус решать не предлагается, каждый класс получает собственный нормально выглядящий вариант. Просто похожий на соседние.

LXXI Школьная биологическая олимпиада МГУ (2022 г.), I тур.

            Варианты 6–8 классов.

      Вопрос № 1. Гуляя по парку, Валя нашла растение хорошо известного ей вида, только очень низкорослое (его размер был раз в 5 меньше, чем обычно), и самое удивительное, что оно цвело. С чем может быть связана такая особенность роста?

      Вопрос № 2A (отвечает только 6 класс). Почему почти у всех пальм рассечённые листья?

      Вопрос № 2Б (отвечают только 7 и 8 классы). Среди животных, обладающих различными ядовитыми приспособлениями, есть две большие группы: у одних яд выделяется передним концом, а у других – задним концом тела. Какие преимущества и недостатки есть у тех и других?

      Вопрос № 3. Палеонтологи обнаружили части скелетов двух динозавров разных размеров. При этом кости более мелкого динозавра располагались внутри контура скелета более крупного. Палеонтологи предположили, что перед ними пример хищнического поведения: динозавр съел динозавра. Какие наблюдения могли бы свидетельствовать в пользу, а какие – против этой гипотезы? А какие альтернативные объяснения такой находке могли бы предложить вы?

      Вопрос № 4. Птицы, как известно, откладывают не сразу много яиц, а постепенно, одно за другим. При этом, у некоторых видов (например, у сов), птица садится высиживать с первого же яйца, отложенные яйца сразу начинают развиваться, и птенцы получаются разновозрастные. А в других случаях яйца начинают развиваться, когда мама принимается насиживать кладку полностью, и птенцы оказываются примерно одинакового возраста. Какие недостатки и преимущества есть у каждой стратегии?

      Вопрос № 5. Дедушка отчитывал Серёжу за то, что тот привалил ворох жухлых листьев к деревянному забору: «Сколько раз уже такое видел: оставишь под новеньким забором мусор гнить, а через несколько месяцев оказывается, что в том же месте и сам забор загнивает». «Да это, наверно, просто совпадение!» – спорил Серёжа, – «Ну какая разница забору, где ему начинать гнить? Чем это место отлично от любого другого?» «Совпадение? Не думаю!» – не унимался дед, – «У меня есть несколько вполне научных объяснений, почему деревянный забор быстрее портится именно там, где к нему привален гниющий мусор». Как вы думаете, какие гипотезы мог привести дедушка?

      Далее на вопросы №№ 6 и 7 отвечают только 7 и 8 классы.

      Вопрос № 6. В знаменитой книге «Флора средней полосы России» П.Ф. Маевского мы можем прочитать о фиалке удивительной (Viola mirabilis): «Прикорневые цветки пахучие (иногда без запаха), с развитым венчиком, лиловые, выходят из пазух прикорневых листьев, собранных розеткой, обыкновенно (но не всегда) бесплодные. Из пазух внутренних прикорневых листьев позднее выходят олиственные стебли, несущие в пазухах верхних листьев закрытые клейстогамные* цветки с неразвитым венчиком, на коротких цветоножках, плодущие.» Как видите, её удивительность в том, что красивые цветки плодов не приносят, а выше по стеблю есть некрасивые и непахучие, но способные давать плоды цветки. С чем может быть связана эта особенность?
_______
* цветки, которые никогда не раскрываются.


      Вопрос № 7. Многие позвоночные животные могут проводить значительное время не питаясь, в состоянии анабиоза, спячки или длительного сна. Как вы думаете, могут ли они находиться в таком состоянии неограниченно долгое время без потери жизнеспособности? Постарайтесь рассмотреть влияние разных факторов. Обоснуйте свой ответ.

     

            Варианты 9–11 классов.

      Вопрос № 1. Пёстрая окраска цветков различных декоративных растений может быть получена классическим искусственным отбором, а может быть результатом заражения вирусом или перемещений мобильного генетического элемента, присутствующего в геноме растения. Как вы думаете, как различить эти три варианта?

      Вопрос №  2А (отвечают только 9 и 10 классы). Птицы, как известно, откладывают не сразу много яиц, а постепенно, одно за другим. При этом, у некоторых видов (например, у сов), птица садится высиживать с первого же яйца, отложенные яйца сразу начинают развиваться, и птенцы получаются разновозрастные. А в других случаях яйца начинают развиваться, когда мама принимается насиживать кладку полностью, и птенцы оказываются примерно одинакового возраста. Какие недостатки и преимущества есть у каждой стратегии?

      Вопрос №  2Б (отвечает только 11 класс). Цикады – громко стрекочущие насекомые южных широт, напоминающие кузнечиков, но вообще-то относящиеся к отряду полужесткокрылых, как и клопы. Кроме стрекотания, некоторые североамериканские цикады широко известны тем, что проводят многие годы своей жизни в виде личинок под землёй, высасывая сок из корней деревьев, а короткоживущие взрослые формы выходят на поверхность для размножения раз в несколько лет. Существует две основные формы такого жизненного цикла: у "годичных" видов подземная стадия продолжается 2–5 лет, но разные особи выходят на поверхность в разные годы, а у "периодичных" видов подземная стадия продолжается намного дольше, и все особи выходят на поверхность одновременно, один раз в 13 или 17 лет. Как по-вашему, с какими биологическими преимуществами и недостатками связана каждая из этих двух стратегий?

      Вопрос № 3. Мышечная слабость может развиваться при самых разных наследственных болезнях. Как можно установить, с чем связана слабость мышц у конкретного пациента – с нарушением мышечного волокна или с нарушением мотонейронов?

      Вопрос № 4. В знаменитой книге «Флора средней полосы России» П.Ф. Маевского мы можем прочитать о фиалке удивительной (Viola mirabilis): «Прикорневые цветки пахучие (иногда без запаха), с развитым венчиком, лиловые, выходят из пазух прикорневых листьев, собранных розеткой, обыкновенно (но не всегда) бесплодные. Из пазух внутренних прикорневых листьев позднее выходят олиственные стебли, несущие в пазухах верхних листьев закрытые клейстогамные* цветки с неразвитым венчиком, на коротких цветоножках, плодущие.» Как видите, её удивительность в том, что красивые цветки плодов не приносят, а выше по стеблю есть некрасивые и непахучие, но способные давать плоды цветки. С чем может быть связана эта особенность?
_______
* цветки, которые никогда не раскрываются.


      Вопрос № 5. В некоторых экосистемах несколько верхних этажей пищевой пирамиды представлены организмами одного и того же вида. В каких условиях может возникать такое явление? Если сможете, приведите примеры таких сообществ.

      Вопрос № 6. Злокачественные новообразования, часто именуемые раками, возникают практически в любых органах и тканях человека. Опубликованная статистика утверждает, что наибольшее число диагностированных случаев приходится на раки кожи: во многих странах это число превосходит число всех остальных обнаруженных злокачественных опухолей вместе взятых. Как вы думаете, по каким причинам кожа оказывается "лидером" в этом печальном списке?

      Вопрос № 7. Знатокам средневековой литературы хорошо известна "Самая красивая книга Средневековья": рукописный часослов герцога Беррийского. Создан он был в 1410–1490-х годах (это не оценка, а реальный срок) по заказу герцога Берри братьями Лимбургами (родом из Северных Нидерландов). Книга знаменита своими цветными миниатюрами, в том числе 12 рисунками из цикла «Времена года». Это был календарь, который традиционно располагался в начале часословов, чтобы читающий его мог удобно сориентироваться насчет церковных праздников, постов, молитв и так далее. Обычно в циклах «Времена года» изображались не только атмосферные явления, отличающие май от ноября, но и те сельскохозяйственные работы, которые были свойственны каждому месяцу. Уникальность упомянутого нами манускрипта в том, насколько удивительно красиво художникам удалось изобразить эти повседневные крестьянские занятия. В частности, на миниатюре "Февраль" нарисован уголок хлева с животными. И в самом его углу, у просыпанного кормового зерна, собралось несколько птиц (мы воспроизводим здесь этот фрагмент миниатюры).
    В изображённых художником птицах легко узнаются серые вороны (Corvus cornix). И вот тут пора удивиться. Дело в том, что если мы посмотрим на карту распространения ворон в Европе, то мы увидим, что (за исключением небольшого анклава в Великобритании) серые вороны распространяются на запад не дальше, чем до реки Эльбы в Германии, а потом сменяются другим видом (хорошо отличимым внешне) – восточной (европейской) чёрной вороной Corvus corone. И центральные районы Франции, где создавался часослов герцога Беррийского, и Северные Нидерланды, откуда родом иллюстрировавшие его художники – это царство чёрных ворон. Во всяком случае, сегодня. А рассматриваемая миниатюра свидетельствует, что, очевидно, в Средние века это было совсем не так! Как вы думаете, с чем это могло быть связано? Какие причины могли повлиять на такое изменение в распространении ворон?



 
      NB: картинки кликабельны. И, кстати, раз уж всё онлайн, тут первая цветная иллюстрация в истории ШБО.

© Жюри ШБО, 2021/2022.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)