Ниже я, чтобы не повторять лишний раз общие для разных классов вопросы, выложил два комплекта вопросов: "младший" и "старший", отметив места, где внутри них есть различия между классами. Надеюсь, вышло понятно. Деткам, само собой, такой ребус решать не предлагается, каждый класс получает собственный нормально выглядящий вариант. Просто похожий на соседние.
Варианты 6–8 классов.
Вопрос № 1. Гуляя по парку, Валя нашла растение хорошо известного ей вида, только очень низкорослое (его размер был раз в 5 меньше, чем обычно), и самое удивительное, что оно цвело. С чем может быть связана такая особенность роста?
Вопрос № 2A (отвечает только 6 класс). Почему почти у всех пальм рассечённые листья?
Вопрос № 2Б (отвечают только 7 и 8 классы). Среди животных, обладающих различными ядовитыми приспособлениями, есть две большие группы: у одних яд выделяется передним концом, а у других – задним концом тела. Какие преимущества и недостатки есть у тех и других?
Вопрос № 3. Палеонтологи обнаружили части скелетов двух динозавров разных размеров. При этом кости более мелкого динозавра располагались внутри контура скелета более крупного. Палеонтологи предположили, что перед ними пример хищнического поведения: динозавр съел динозавра. Какие наблюдения могли бы свидетельствовать в пользу, а какие – против этой гипотезы? А какие альтернативные объяснения такой находке могли бы предложить вы?
Вопрос № 4. Птицы, как известно, откладывают не сразу много яиц, а постепенно, одно за другим. При этом, у некоторых видов (например, у сов), птица садится высиживать с первого же яйца, отложенные яйца сразу начинают развиваться, и птенцы получаются разновозрастные. А в других случаях яйца начинают развиваться, когда мама принимается насиживать кладку полностью, и птенцы оказываются примерно одинакового возраста. Какие недостатки и преимущества есть у каждой стратегии?
Вопрос № 5. Дедушка отчитывал Серёжу за то, что тот привалил ворох жухлых листьев к деревянному забору: «Сколько раз уже такое видел: оставишь под новеньким забором мусор гнить, а через несколько месяцев оказывается, что в том же месте и сам забор загнивает». «Да это, наверно, просто совпадение!» – спорил Серёжа, – «Ну какая разница забору, где ему начинать гнить? Чем это место отлично от любого другого?» «Совпадение? Не думаю!» – не унимался дед, – «У меня есть несколько вполне научных объяснений, почему деревянный забор быстрее портится именно там, где к нему привален гниющий мусор». Как вы думаете, какие гипотезы мог привести дедушка?
Далее на вопросы №№ 6 и 7 отвечают только 7 и 8 классы.
Вопрос № 6. В знаменитой книге «Флора средней полосы России» П.Ф. Маевского мы можем прочитать о фиалке удивительной (Viola mirabilis): «Прикорневые цветки пахучие (иногда без запаха), с развитым венчиком, лиловые, выходят из пазух прикорневых листьев, собранных розеткой, обыкновенно (но не всегда) бесплодные. Из пазух внутренних прикорневых листьев позднее выходят олиственные стебли, несущие в пазухах верхних листьев закрытые клейстогамные* цветки с неразвитым венчиком, на коротких цветоножках, плодущие.» Как видите, её удивительность в том, что красивые цветки плодов не приносят, а выше по стеблю есть некрасивые и непахучие, но способные давать плоды цветки. С чем может быть связана эта особенность?
_______
* цветки, которые никогда не раскрываются.
Вопрос № 7. Многие позвоночные животные могут проводить значительное время не питаясь, в состоянии анабиоза, спячки или длительного сна. Как вы думаете, могут ли они находиться в таком состоянии неограниченно долгое время без потери жизнеспособности? Постарайтесь рассмотреть влияние разных факторов. Обоснуйте свой ответ.
Варианты 9–11 классов.
Вопрос № 1. Пёстрая окраска цветков различных декоративных растений может быть получена классическим искусственным отбором, а может быть результатом заражения вирусом или перемещений мобильного генетического элемента, присутствующего в геноме растения. Как вы думаете, как различить эти три варианта?
Вопрос № 2А (отвечают только 9 и 10 классы). Птицы, как известно, откладывают не сразу много яиц, а постепенно, одно за другим. При этом, у некоторых видов (например, у сов), птица садится высиживать с первого же яйца, отложенные яйца сразу начинают развиваться, и птенцы получаются разновозрастные. А в других случаях яйца начинают развиваться, когда мама принимается насиживать кладку полностью, и птенцы оказываются примерно одинакового возраста. Какие недостатки и преимущества есть у каждой стратегии?
Вопрос № 2Б (отвечает только 11 класс). Цикады – громко стрекочущие насекомые южных широт, напоминающие кузнечиков, но вообще-то относящиеся к отряду полужесткокрылых, как и клопы. Кроме стрекотания, некоторые североамериканские цикады широко известны тем, что проводят многие годы своей жизни в виде личинок под землёй, высасывая сок из корней деревьев, а короткоживущие взрослые формы выходят на поверхность для размножения раз в несколько лет. Существует две основные формы такого жизненного цикла: у "годичных" видов подземная стадия продолжается 2–5 лет, но разные особи выходят на поверхность в разные годы, а у "периодичных" видов подземная стадия продолжается намного дольше, и все особи выходят на поверхность одновременно, один раз в 13 или 17 лет. Как по-вашему, с какими биологическими преимуществами и недостатками связана каждая из этих двух стратегий?
Вопрос № 3. Мышечная слабость может развиваться при самых разных наследственных болезнях. Как можно установить, с чем связана слабость мышц у конкретного пациента – с нарушением мышечного волокна или с нарушением мотонейронов?
Вопрос № 4. В знаменитой книге «Флора средней полосы России» П.Ф. Маевского мы можем прочитать о фиалке удивительной (Viola mirabilis): «Прикорневые цветки пахучие (иногда без запаха), с развитым венчиком, лиловые, выходят из пазух прикорневых листьев, собранных розеткой, обыкновенно (но не всегда) бесплодные. Из пазух внутренних прикорневых листьев позднее выходят олиственные стебли, несущие в пазухах верхних листьев закрытые клейстогамные* цветки с неразвитым венчиком, на коротких цветоножках, плодущие.» Как видите, её удивительность в том, что красивые цветки плодов не приносят, а выше по стеблю есть некрасивые и непахучие, но способные давать плоды цветки. С чем может быть связана эта особенность?
_______
* цветки, которые никогда не раскрываются.
Вопрос № 5. В некоторых экосистемах несколько верхних этажей пищевой пирамиды представлены организмами одного и того же вида. В каких условиях может возникать такое явление? Если сможете, приведите примеры таких сообществ.
Вопрос № 6. Злокачественные новообразования, часто именуемые раками, возникают практически в любых органах и тканях человека. Опубликованная статистика утверждает, что наибольшее число диагностированных случаев приходится на раки кожи: во многих странах это число превосходит число всех остальных обнаруженных злокачественных опухолей вместе взятых. Как вы думаете, по каким причинам кожа оказывается "лидером" в этом печальном списке?
Вопрос № 7.



NB: картинки кликабельны. И, кстати, раз уж всё онлайн, тут первая цветная иллюстрация в истории ШБО.
© Жюри ШБО, 2021/2022.
Комментарии (0)