Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Сказка об автозаводе

Friday, 19 November, 00:11, saleksashenko.livejournal.com
            На берегах великой русской реки Волги жил да был российский автозавод. Пока был молодым, жил он счастливо и беззаботно: полученная от итальянцев модель автомобиля с разными незначительными модификациями пользовалась огромным спросом, потому как все остальные автомобили, производившиеся в стране были еще хуже. Но жизнь шла вперед, завод потихоньку старел, но не сдавался: как только в стране стали появляться импортные автомобили, он выступил активным сторонником введения высоких импортных пошлин на них и даже делегировал своего директора в состав Правительства. Это помогло, но не сильно. Вернее, ненадолго. Хитрые иностранцы, у которых не получилось войти на российский рынок через дверь, решили войти через окно. Они уговорили российское правительство предоставить им существенные налоговые льготы. Если они вложат «жалкие» 300 миллионов долларов и построят в России сборочное производство. И вот стране как грибы стали появляться молодые автозаводы, с конвейеров которых стали сходить новенькие автомобили, которые оказались существенно лучше по качеству и совсем незначительно дороже по цене, чем продукция нашего героя.И вот уже его акционеры, менеджеры и работники перестали в него верить и стали поговаривать о его закрытии. Собственно говоря, и раньше они не считали его совсем уж чтобы своим и тащили оттуда, кто что мог и сколько мог. Тем более, что главным акционером стала госкорпорация, а уж когда государство является собственником, сами понимаете, «всё вокруг народное, всё вокруг моё»! И кого только не ставили директором: и бывшего вице-премьера, и будущего губернатора – ничего не помогало, все продолжали думать о себе, перекладывая проблемы на завод. Апофеозом такого, с позволения сказать, развития стал последний предкризисный год, когда каждый произведенный автомобиль принес заводу по 1 тысяче долларов убытков.И тут … начался кризис: спрос на автомобили резко упал, проценты по банковским кредитам выросли, денег не стало хватать ни на зарплату, ни на расчеты с поставщиками – одним словом, всё как в Америке, только помноженное на особенности российского бизнеса. И самые расторопные жители города, где кроме как на заводе работать негде, начали продавать свои квартиры, в надежде хоть куда-нибудь уехать из этого «гиблого места».Делать нечего, пришлось государству идти на выручку тонущему гиганту – иначе можно было и правительству пойти на дно вместе с заводом. Как это не было неприятно, но пришлось уволить с завода всех родственников и знакомых, занимавших руководящие должности, и пригласить на работу профессиональных управленцев. Более того, пришлось, взяв себя в ежовые рукавицы, отказаться от намерений придумывать что-либо самим, а как следует изучить опыт реструктуризации американского автопрома и перенести его на российскую почву. Хотя и медленно, и со скрипом но бюджет выделил деньги на погашение долгов перед банками. (Ну а такие мелочи, что 10 миллиардов рублей по пути к заводу застряли у госкорпорации – это не в счет, ей ведь тоже жить на что-то надо). И даже не стали политики сильно противиться сокращению численности на 30 тысяч человек, понимая, что иначе придется сокращать все 100. И даже устроили что-то типа общественных работ в интересах завода, которые также оплачивались за счет бюджета. Деньги небольшие, но эмоционально рабочим лучше получать за сделанное, нежели как пособие по безработице.И тут произошло то, чего никто не ожидал, явление не характерное для сегодняшней российской действительности: пришедшие на завод новые менеджеры почему-то не стали воровать. То ли потому, что были небедными людьми, то ли потому, что «всё украдено до нас», то ли с головой у них не всё в порядке, то ли ещё почему. Более того, и деньги, которые государство выделило на общественные работы, они не стали перегонять для распила в фирмы-однодневки, а, не обращая внимания на резко упавшие объемы производства, направляли их на реконструкцию старых цехов, создавая там основу для будущего современного производства.Вскоре рабочие это заметили и … тоже перестали тащить с завода всё подряд. А еще они поверили, что пришедшие менеджеры всерьез хотят вылечить завод, и стали просто лучше соблюдать производственную дисциплину. Ну, а уж когда премьер-министр решил прокатиться несколько сотен километров на ярко-жёлтой машине заводского производства, то потребители побежали в магазины с криком: «Хочу такую же!»Посмотрев на то, как лихо российский премьер разъезжал по родным просторам на заводской машине, иностранные акционеры решили повнимательнее разобраться с этим чудом техники и неожиданно для себя пришли к выводу о том, что: «О, эти русские! Им удалось то, что не удалось нам – создать достаточно современную, но дешевую машину, недостатки которой легко устранить, прислав на завод дюжину «немцев» для отстраивания технологической дисциплины». И решили они не заставлять завод собирать свои автомобили, привезенные из-за границы с отвинченными колесами, а производить «премьерские машины» под своими брэндами. И не сто или тысячу штук, а триста-четыреста тысяч штук в год. А если дело пойдет хорошо, то и экспортировать эти машины в дальние жаркие (и не очень) страны. Но чтобы реализовать такой амбициозный план заводу нужно увеличить свои мощности в полтора раза! Вот здесь и пригодились те самые обновленные цеха, реконструированные в ходе общественных работ за счет бюджетных денег.И вот уже иностранные акционеры с гордостью называют завод членом «нашего альянса» и готовы приобрести его контрольный пакет, а заморские конструктора и инженеры не смотрят свысока на русских «кулибиных», а едут к ним в тьмутаракань, чтобы посоветоваться, как лучше построить машину будущего. И вот уже бывшие работники завода, было навострившие лыжи, бегом бегут обратно, но и их заводу не хватает, и он начинает притягивать работников из других регионов.Красивая сказка, не правда ли? Только вот сказки в этом мало – всё примерно так и идёт на «АвтоВАЗе». А почему вы думаете, его акции начали так быстро расти в цене? Впрочем, и говорить о том, что все уже «в шоколаде» - тоже, конечно, рано. Одно дело придумать, другое – сделать. Впереди у заводы еще и авгиевы конюшни, и трехглавые гидры, и огонь-вода-и-медные трубы. Но, ведь, не сделав первый шаг, вообще никуда не дойдешь. И чем раньше его сделаешь, тем больше шансов на успех.А первый шаг, оказывается, такой простой – не надо воровать! И премьеру благодарить за воровство тоже не надо! 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)