Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Литдиаграмма Герцшпрунга-Рассела

Wednesday, 01 December, 00:12, don-beaver.livejournal.com
49 читателей прислали свои оценки сотне предложенных книг. Оценки в 10 балльной шкале ставились за: - общее впечатление, - художественность, - научную познавательность, - общую познавательность, - прогностичность, - фантазию.Информация об опрошенной группе: 36 мужчин, 13 женщин. 43 человека указали свой возраст: от 15 до 63 лет.До 20-ти лет – 2 человекаОт 21 до 30 лет – 12 От 31 до 40 лет – 22Старше 40 лет – 7Для 44 человек известно образование.30 – высшее техническое или естественно-научное.9 – высшее гуманитарное5 – среднее (один школьник) или средне-техническоеЕсть 4 кандидата наук и люди с двумя высшими образованиями.Видим, что читатель, заполнивший анкету, ядрёный – очень образованный и достаточно молодой, в основном, до сорока лет, и одновременно в поре поиска книг для своих детей. 40 человек из опрошенных прочитали «Астровитянку», так что одновременно это социопортрет «моего» читателя. Это делает результаты опроса по «Астровитянке» лишь иллюстративными из-за селективности и пристрастности опрошенных.Из 100 предложенных книг одну никто не прочитал, и пять книг были оценены только единократно. Я убрал эти книги из рассмотрения. Средние оценки для остальных 94 книг (весь список прилагается в конце) использовались для построения распределения книг в различных пространствах.Результаты опроса оказались удивительны тем, что прекрасно совпали с моей гипотезой: http://don-beaver.livejournal.com/70142.htmlЯ заранее разделил все книги на 6 классов:- Классики и лауреаты нобелевок (12 штук)- Современный майнстрим, приключения, детективы (18)- Фэнтези (13)- Мягкая НФ (15)- Твёрдая НФ (30)- Науч-поп и мемуары учёных (6)Вот как эти классы (прямоугольники) и их средние значения (кружки соответствующего, но более густого цвета) располагаются в пространстве «художественность – научная познавательность» (указанная фиолетовая зона фантастики суммирует всю НФ).s320x240Главный вывод из этой диаграммы – нет литературы «художественной» или «познавательной». Книги заполняют непрерывный спектр в пространстве «художественность – научная познавательность». Причем, чем больше научно-познавательная составляющая книги, тем меньше её художественная компонента. Это не чьё-то желание, так устроен мир литературы. По диаграмме можно даже вывести закон литературной гиперболы: НП*Х*Х~100 (а лучше 200), где НП –научная познавательность, а Х – художественность в 10-ти балльной шкале. Если X – около 10-ти, то научная компонента в книге ожидаемо (допускаемо) устремляется к 1. Если же «научная» составляющая книги вырастает до 4-5, то литературные достоинства ЗАКОНОМЕРНО падают до 5-6. Понимаете, одно дело изящно пить чай, сидя за столом, а другое дело – выполнять этот фокус, идя по тонкой проволоке над пропастью. Поэтому предъявлять к научной фантастике те же художественные требования, что и к большой литературе, могут только литературные импотенты, которые сами ни одной книги не написали, правды жизни не знают и живут под умозрительными хрустальными мостами. Левый нижний угол рассматриваемого пространства отведен для унылого для сами знаете чего, а вот правая граница блещет именами (отмечу, что Астровитянка вне конкурса по определению, а у фантаста-математика Шеффилда и НФ-возрожденца Первушина очень мала статистика).Всего может быть рассмотрено 21 двумерное пространство, но я приведу только 4, используя в качестве горизонтальной оси параметр «художественность», и меняя только значение параметра по вертикальной оси. Проследите на всех четырёх диаграммах за движениями четырёх кружков – классов художественной литературы: классики, приключений, фэнтези и фантастики. Очень интересно. Это пространство «художественность – общая познавательность»:s320x240Как взлетели классики и приключения – выше НФ! А это пространство «художественность – прогностичность»:s320x240Вот и выделились две группы и два взгляда – в настоящее и в будущее. Распределение в пространство «художественность – фантазия»:s320x240Фэнтези и фантастика закономерно вышли в топ. Вот ради чего существует фэнтези – фантазия без всяких оков, в том числе научных.Средние оценки классов дают обильную пищу для размышлений. Худ/науч/общ/прогн/фантазия 7.9 1.9 4.7 2.0 5.7 Классика 6.4 2.6 4.9 1.6 4.8 Приключения, майнстрим 6.3 2.2 3.4 1.9 6.2 Фэнтези 5.9 2.8 3.5 3.9 5.9 Мягкая НФ 6.1 4.6 4.6 4.7 6.2 Твердая НФ 6.0 4.0 4.3 4.4 6.1 Вся НФ 3.8 7.2 5.9 4.0 2.8 Науч-поп Мне понравилось путешествовать в пространствах литературы. Они многое расставляют по своим местам и проливают свет в тёмные углы. Например:1. В чем кардинальное различие между фантастикой и фэнтези? В уровне их прогностичности, обращенности в будущее. Вопрос не в том, насколько детально проработаны атомные паровозы в фантастической книге, а в том, что к научной фантастике читатель обращается тогда, когда хочет прочитать о будущем, о жизни потомков на Земле или возле других звезд. К фэнтези, как и к большой литературе сегодняшнего дня, обращаться за этим никакого смысла нет.2. Сколько бы не рвались научфантасты в боллитру, они прикованы ногами и руками к основному стержню своего существования – описанию научно-достоверных будущих миров. Конечно, фантастика, фэнтези и приключения имеют свои художественные максимумы (см. точку Стругацких), кстати, очень близкие друг к другу по уровню, но этот потолок фэнтези-фантастики соответствует полу классики (ну или середине – см. красный круг). Это не значит, что фантасты - плохие танцоры, они просто танцуют не на полу, а на проволоке. И советую перестать комплексовать, у танцующих фантастов зритель другой - не театральный, а цирковой.Всё-таки статистика – это очень увлекательно! Когда же эти лит-аналисты перестанут строить умозаключения о литературе, базируясь на своём непогрешимом литературном чутье, бессмертной цитате «для детей нужно писать так же как для взрослых, только лучше» и цветах своей потрёпанной печени? Берите анкеты в зубы, Excel в подмышку и идите в люди, ******!В заключение привожу список книг с оценками (первая колонка – число оценивших эту книгу. Она может рассматриваться как мера популярности/коммерческого успеха книги, поэтому книги в классах рассортированы по числу оценивших).Каждый может стать колумбом, исследующим новые литпространства!Лауреаты и классики (12)45 8.1 8.7 2.2 5.3 2.3 7.2 Булгаков_«Мастер_и_Маргарита»40 7.8 8.1 2.0 2.8 3.4 5.6 Ильф_Петров_«Золотой_телёнок»40 6.8 8.2 1.8 4.9 1.3 6.4 Гоголь_«Вечера_на_хуторе_близь_Диканьки»39 7.6 7.9 2.0 5.0 1.3 5.2 Твен_«Том_Сойер»39 5.8 7.4 3.1 4.0 1.1 7.8 Кэрролл_«Алиса_в_стране_чудес»36 6.8 7.3 1.4 3.1 1.3 4.9 Грин_«Алые_паруса»30 7.0 8.5 1.4 4.2 1.0 4.8 Хэмингуэй_«Старик_и_море»30 6.4 6.2 1.7 4.2 5.3 4.9 Оруэлл_«Скотный_двор»16 7.7 7.7 1.6 6.1 1.6 5.5 Митчелл_«Унесённые_ветром»16 7.0 7.8 1.1 4.1 1.4 6.0 Маркес_«Сто_лет_одиночества»12 7.9 8.5 1.2 5.7 2.5 3.8 Пастернак_«Доктор_Живаго»5 7.4 8.4 3.6 6.4 1.8 5.8 Иванов_«Сердце_Пармы»Майнстрим, приключения и детективы (18)46 9.1 7.0 3.9 5.5 1.4 5.0 Дойл_«Шерлок_Холмс»45 6.4 6.9 1.9 5.0 1.0 5.0 Дюма_«Три_мушкетера»36 6.2 6.1 1.6 4.0 1.0 4.9 Рид_«Всадник_без_головы»31 7.2 6.5 2.6 4.7 1.1 4.9 Сабатини_«Приключения_капитана_Блада»30 6.7 7.1 2.8 8.3 1.6 5.7 Акунин_«Фандоринский_цикл»27 7.1 6.5 2.5 3.9 1.5 6.1 Лагин_«Старик_Хоттабыч»25 5.0 6.6 2.3 4.3 1.4 5.4 Зюскинд_«Парфюмер»24 6.3 5.6 3.0 5.4 2.3 3.3 Хэйли_«Аэропорт»23 6.8 6.8 1.8 5.0 4.3 5.8 Пелевин_«Generation_П»23 4.7 5.4 2.9 4.3 1.3 4.1 Браун_«Код_да_Винчи»22 7.0 6.3 3.0 4.4 1.5 4.9 Стаут_«Ниро_Вульф»18 5.5 5.9 1.8 4.1 0.8 4.4 Супруги_Голон_«Анжелика_маркиза_ангелов»17 7.8 7.7 3.8 6.5 1.4 6.0 Эко_«Имя_Розы»15 5.8 5.5 2.0 3.5 1.9 5.0 Орлов_«Альтист_Данилов»14 7.2 7.2 1.6 3.0 1.6 4.4 Санаев_«Похороните_меня_за_плинтусом»13 5.8 5.4 2.0 5.0 1.2 4.5 Буссенар_«Капитан_Сорви-Голова»8 8.1 7.6 3.3 6.6 1.6 3.8 Богомолов_«Момент_истины»3 6.0 5.3 4.7 4.7 2.0 3.7 Леонов_«Русский_лес»Фэнтези (13)36 7.5 7.7 2.1 4.4 1.7 7.9 Толкин_«Властелин_колец»36 6.1 6.4 2.2 3.3 2.3 5.9 Лукьяненко_«Дозоры»28 6.4 6.1 2.0 3.1 1.5 6.5 Ролинг_«Гарри_Поттер»24 6.9 7.0 2.1 3.8 2.0 6.9 Сапковский_«Ведьмак»19 7.2 7.0 2.6 3.7 3.1 6.8 Дяченко_«Vita_Nostra»19 6.3 5.9 1.8 3.8 2.0 6.4 Льюис_«Хроники_Нарнии»19 5.7 5.5 2.0 2.4 1.2 5.1 Перумов_«Алмазный_меч,_деревянный_меч»17 7.7 7.9 1.6 4.3 1.5 7.4 Олди_«Кабирский_цикл»11 6.3 6.9 3.0 4.0 2.7 7.0 Пулман_«Северное_сияние»10 5.4 5.6 1.7 2.1 1.0 4.8 Мазин_Гурова_«Малышка_и_Карлсон»7 4.4 4.7 2.6 2.9 1.4 3.4 Емец_«Таня_Гроттер»6 7.8 5.8 3.7 5.3 3.3 6.2 Садов_«Наследник_Ордена»3 4.0 5.0 0.7 0.7 0.7 5.7 Геммел_«Дренайский_цикл»Мягкая научная фантастика (15)42 8.0 7.6 3.3 4.4 5.3 6.2 Стругацкие_«Пикник_на_обочине»33 7.1 6.5 3.6 4.3 4.5 6.7 Уиндем_«День_триффидов»25 7.4 7.5 2.6 4.1 4.9 6.3 Брэдбери_«Марсианские_хроники»25 6.1 4.9 2.6 2.5 3.4 4.8 Гамильтон_«Звёздные_короли»21 7.9 7.2 2.7 4.1 3.1 7.8 Каттнер_«Мы-Хогбены»20 5.8 5.2 2.4 2.8 2.2 5.7 Берроуз_«Марсианский_цикл»16 6.6 6.1 3.1 3.5 4.3 6.5 Саймак_«Почти_как_люди»12 6.8 6.3 2.0 2.8 3.4 5.6 Воннегут_«Колыбель_для_кошки»12 6.0 5.2 2.8 4.2 3.5 6.3 Андерсон_«Крестоносцы_неба»11 5.6 5.4 3.5 3.5 4.5 4.9 Карсак_«Львы_Эльдорадо»11 4.8 4.5 2.1 3.5 4.3 4.8 Нортон_«Звёздная_стража»8 7.1 6.8 2.8 3.6 2.9 5.4 Каганов_«Харизма»8 6.3 5.9 2.3 3.6 4.4 6.6 Березин_«Метро-2033:_путевые_знаки»7 5.1 4.4 3.4 3.4 4.3 6.4 Ван_Вогт_«Оружейники_империи_Ишер»3 4.0 4.3 2.3 2.6 3.0 4.3 Волошина_Кульков_«Маруся»Твердая научная фантастика (30)41 7.4 6.2 5.4 5.9 5.2 6.0 Верн_«Капитан_Немо»40 8.1 6.4 6.2 5.1 6.8 6.4 Горькавый_«Астровитянка»39 6.3 6.2 3.9 4.2 3.5 6.0 Беляев_«Человек-амфибия»37 7.5 7.2 4.4 4.5 5.4 7.6 Лем_«Солярис»34 6.5 6.6 3.9 6.3 2.8 6.2 Уэллс_«Человек-невидимка»33 7.6 6.2 4.5 5.1 5.6 5.8 Ефремов_«Час_быка»33 7.2 6.2 3.4 4.2 3.0 6.8 Гаррисон_«Неукротимая_планета»32 7.4 6.3 3.7 4.7 5.1 6.7 Булычёв_«Алиса»29 8.0 6.8 5.2 5.3 6.6 7.6 Азимов_«Академия»/«Основание»26 7.2 6.3 3.7 4.2 4.7 6.2 Хайнлайн_«Гражданин_галактики»25 7.4 6.6 4.0 3.8 6.1 7.6 Герберт_«Дюна»23 5.9 5.5 3.3 3.8 3.4 5.2 Велтистов_«Приключения_Электроника»22 6.5 5.7 6.1 5.3 1.9 5.5 Обручев_«Плутония»20 7.5 6.1 4.2 4.1 5.3 6.3 Павлов_«Лунная_Радуга»20 6.7 6.1 6.0 5.4 1.9 5.7 Ларри_«Приключения_Карика_и_Вали»19 7.6 6.7 4.6 5.1 6.2 6.6 Кард_«Игра_Эндера»18 5.9 5.5 3.8 3.5 4.9 6.2 Уайт_«Космический_госпиталь»16 7.5 6.7 3.3 3.7 5.1 7.1 Бестер_«Тигр!_Тигр!»15 6.7 6.1 5.7 4.3 5.7 6.2 Клемент_«Экспедиция_Тяготение»14 8.0 7.1 3.7 4.4 5.0 7.0 Буджолд_«Майклз_Форкосиган»14 6.4 5.6 5.0 4.1 4.6 4.9 Крайтон_«Штамм_Андромеда»14 4.8 4.8 3.7 3.8 3.4 4.9 Казанцев_«Фаэты»13 6.3 5.3 4.8 4.1 5.3 6.5 Нивен_«Мир-кольцо»11 6.7 5.5 3.2 3.5 4.1 5.9 Оловянная_«Маленький_дьявол»10 6.8 6.4 3.9 4.1 5.7 6.2 Дик_"Мечтают_ли_андроиды_об_электроовцах"7 6.7 5.1 5.3 4.0 6.3 7.0 Уоттс_«Ложная_слепота»5 8.0 5.4 6.4 6.2 3.0 5.8 Свирин_Ляшенко_«До_Земли_ещё_далеко»2 8.0 6.5 5.0 6.5 1.5 5.0 Первушин_«Звезда»2 7.5 5.0 7.5 7.0 6.0 7.5 Шеффилд_«Летний_прилив»2 4.5 5.5 3.0 2.5 6.5 5.0 Веров_Минаков_«Десант_на_Сатурн»Науч-поп (6)22 7.1 5.3 6.5 6.4 2.2 3.9 Фейнман_«Вы,_конечно,_шутите,_м-р_Фейнман!»14 7.0 3.9 8.0 6.1 5.3 4.6 Хокинг_«От_Большого_взрыва_до...»5 6.6 2.8 7.2 3.2 3.8 2.6 Пенроуз_«Новый_ум_короля»4 6.8 4.0 6.5 6.5 6.5 3.3 Шарден_«Феномен_человека»4 5.8 4.0 7.0 7.8 4.3 1.0 Черток_«Ракеты_и_люди»4 5.0 2.5 8.0 5.3 1.8 1.3 Детская_энциклопедия_«Астрономия»Убраны из рассмотрения из-за малой статистики (6):1 10.0 9.0 8.0 8.0 5.0 4.0 Шкловский_"Эшелон"1 7.0 3.0 9.0 6.0 3.0 2.0 Пригожин_Стенгерс_"Порядок_из_хаоса"1 6.0 7.0 0.0 0.0 0.0 6.0 Адра_"Лис_Улисс"0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 Чудакова_"Дела_и_ужасы_Жени_Осинкиной"1 8.0 8.0 0.0 7.0 0.0 9.0 Астахова_Горшкова_"Дары ненависти"1 7.0 8.0 5.0 6.0 1.0 5.0 Рязанов_"Заэкранье"
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)