Эксперты рассказали о факторах, влияющих на развитие ожирения

Sunday, 01 August, 10:08, poisknews.ru
Ожирение является одной из самых больших угроз общественному здоровью. Число людей с ожирением, то есть имеющих индекс массы тела (ИМТ) более или равный 30, утроилось в период с 1975 по 2016 год. Известно, что ожирение связано с многочисленными проблемами со здоровьем, такими как болезни сердца, диабет и рак. Совсем недавно выяснилось, что избыточная масса тела увеличивает риск тяжелого течения COVID-19. Мы знаем, что существует множество факторов, которые могут способствовать избыточному отложению жиров, и одним из них является генетика. Удалось ли ученым идентифицировать “ген ожирения” или причина этого заболевания все-таки более сложна? ScienceAlert попросил пять экспертов в области генетики, питания, ожирения и неврологии ответить на вопрос “существует ли ген “ожирения”?” Вот что они сказали. Что мы знаем о генетике ожирения? Для исследования генов, лежащих в основе ожирения, ученые сканируют ДНК многих людей, чтобы идентифицировать определенные гены или вариации генов, которые коррелируют с ожирением. Оказалось, что за ожирение отвечает не один ген. “Крупномасштабные исследования геномных ассоциаций (GWAS) выявили несколько локусов, связанных с индексом массы тела, а не только один локус/ген”, – говорит профессор Корнели Ниенабер-Руссо, эксперт по питанию из Северо-Западного университета в Южной Африке. Однако в редких случаях ожирение может быть вызвано определенным синдромом из-за мутации в одном гене. Почему некоторые гены связаны с ожирением? С эволюционной точки зрения выглядит бессмысленным тот факт, что мы передаем из поколения в поколение гены, способствующие такому опасному состоянию, как ожирение. Однако доктор Эбенезер, эксперт в области неврологии из Университета Портсмута в Великобритании, объясняет: “Если мы оглянемся назад в историю, во времена, когда наши предки-охотники-собиратели бродили по земле, мы обнаружим, что ранний человек питался в основном корнеплодами (которые богаты углеводами) и охотился на животных в поисках белков и жиров. Были периоды по много дней, а иногда и недель, когда наши предки голодали. Те, кто выжил, смогли накапливать жировые отложения в периоды изобилия, чтобы обеспечить себя энергией в трудные времена. Таким образом, большинство из нас унаследовали от своих предков гены, которые предрасполагают нас к накоплению жира в организме.” Эти гены, которые были необходимы для выживания, когда еды не хватало, теперь вредны для тех из нас, кто имеет легкий доступ к пище и не нуждается в физических нагрузках. Какие еще факторы способствуют ожирению? Хотя генетика является фактором, влияющим на ожирение, эта не единственная причина отложения избыточного жира. “Ожирение – чрезвычайно сложная болезнь, контролируемая взаимодействием между многими генетическими факторами и факторами окружающей среды, – считает доктор Ричард Эдвардс, эксперт в области биоинформатики и генетики из Сиднея, Австралия, – Нужно только взглянуть на изменения в уровнях ожирения, которые мы наблюдаем в современных популяциях по сравнению с нашими недавними предками – наши гены за этот период заметно не изменились.” Мы знаем, что наша окружающая среда сильно влияет на ожирение, соглашается доктор Эбенезер: “Ожирение связано с избытком потребляемой энергии (пищи) в сочетании со снижением энергетических затрат.” Интересно, однако, что наша окружающая среда также взаимодействует с нашей генетикой. Доктор Эдвардс отмечает, что “самый большой генетический фактор, скорее всего, является “эпигенетическим” – он не связан с тем, какие у вас гены, а скорее с тем, как они выражены и контролируются”. “Факторы окружающей среды, такие как голодание матери или потребление продуктов с высоким содержанием сахара, могут вызвать эпигенетические изменения у плода, которые могут привести к ожирению у потомства”, – поясняет она Могут быть и другие причины, влияющие на ожирение, которые только начинают изучать. Например, напоминает доктор Эбенезер, “совсем недавно было обнаружено, что микробиом кишечника играет важную роль в контроле чувства голода и сытости путем модуляции участвующих гормонов и нейромедиаторов.” Вывод, который можно сделать, опираясь на мнения экспертов, такой: хотя генетика действительно способствует ожирению, она, во-первых, не является единственным вовлеченным фактором, а во-вторых, существует не только один “ген ожирения”.   ИСТОЧНИК    01.08.2021   The post Эксперты рассказали о факторах, влияющих на развитие ожирения appeared first on Поиск - новости науки и техники.