Научные прорывы десятилетия

Friday, 24 December, 00:12, m-batin.livejournal.com
Журнал Science опубликовал свой рейтинг научных "прорывов десятилетия". Половина из них касается открытий в области биологии. 1. "Темная материя" генома. Ученые выяснили, что собственно гены составляют всего 1,5% генома. Остальное, ранее неведомое, осуществляет важнейшие функции и проливает свет на многие процессы. Исследования позволили, к примеру, определить, какая часть генома отвечает за кодирование белков. 2. Становление космологии как науки. Человечество значительно расширило знания о Вселенной, получило новые представления о составляющих мира материи, темной материи и темной энергии. Так или иначе, космологи обзавелись теоретической базой. 3. "Древняя ДНК". Ученые открыли, что так называемые "биомолекулы" вроде ДНК и коллагена сохраняют жизнеспособность в течение десятков тысяч лет - они присутствуют в частицах древних растений, останках людей и животных. Это позволяет по-новому взглянуть на доисторический мир. 4. Вода на Марсе. За последнее десятилетие было проведено не менее полудюжины исследований Красной планеты, в результате которых удалось выяснить, что Марс когда-то был достаточно богат водой, чтобы на нем могла зародиться жизнь. 5. "Репрограммирование клеток" - превращение обычных клеток в стволовые.6. "Микробиом" - так ученые определили совокупность бактерий и вирусов, которые живут в тесном симбиозе с человеком, а фактически - и есть мы. Как оказалось, 9 из 10 клеток человеческого тела являются бактериальными. Только в кишечнике живут свыше тысячи разновидностей микробов. В основном они дружественны организму, который считается их "домом", и лишь немногие приводят к болезням. Кроме того, некоторые вирусы создают в нашем теле свой "микробиом" - правильнее говоря, "виром", влияние которого на здоровье только начинают изучать. 7. Экзопланеты. Впечатляющими темпами развиваются поиски планет за пределами Солнечной системы. Если в 2000 году было известно было всего 26 таких небесных тел, то на сегодня уже более 500. 8. Воспалительные процессы в организме. Лишь недавно считалось, что воспаления "запускают" нашу иммунную систему, помогая вылечить организм или восстановить участки тела, поврежденные в результате инфекции или травмы. Однако теперь ученые полагают, что воспаления могут развивать такие тяжелые болезни, как рак, болезнь Альцгеймера, атеросклероз, диабет и ожирение. 9. Метаматериалы. Физики и инженеры за последнее десятилетие выявили новые способы управления светом, создав специальные линзы. Это позволило сделать реальностью даже столь сказочную материю, как "плащ-невидимка". 10. Изменения климата Земли. Ученые наконец ответили на вопросы, над которыми бились 40 лет: климат на планете действительно теплеет, виновата в этом человеческая деятельность, и природа не справится с данной проблемой собственными силами.