Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Владимир Меньшов (1939-2021) - ушла эпоха

Monday, 05 July, 22:07, don-beaver.livejournal.com
Пронзительно печальная весть - коронавирус вместе с теми людьми, кто не носит масок и не прививается, убили Владимира Валентиновича Меньшова, великого режиссера и актера. Его фильм "Москва слезам не верит" стал одной из вершин советского кинематографа - и даже получил Оскара, проняв душевной историей циничных голливудских киноакадемиков.
Как актер, он играл до последнего времени, блеснув в одесской "Ликвидации" Урсуляка и во французском "Мебиусе". Последний фильм с Меньшовым - в монтаже. Несмотря на свой 81 год, он был крепкой глыбой и не сдавался времени.

Я познакомился с Владимиром Меньшовым в январе 2013 года, когда челябинцы пригласили меня на вручение премии "Светлое прошлое", где в качестве почетных гостей были Меньшов и Урсуляк. Вот Меньшов на сцене, вручает премию Вере Сторожевой:



А это Меньшов и Урсуляк в зале - с интересом наблюдают за происходящим на сцене:



На самой премии мы с Маньшовым близко не пересекались, но он, видимо, обратил внимание на такую белую ворону, как астроном среди режиссеров и певцов. Во время обратного полета (нас возили из Москвы на чартерном Ту-134 какой-то космической организации), он подошел к моему креслу и задал неожиданный вопрос, что-то вроде:
- Ну, что с наукой будем делать?

Он был патриот, общественный деятель и беспокоился о многих вещах - в том числе, о судьбе российской науки и "утечке мозгов".
Разговаривать в ревущем самолете было не с руки - и мы договорились продолжить разговор в более спокойном месте. На следующий день мы встретились в одном из замоскворецких ресторанов. На встречу я пригласил знакомого член-корреспондента РАН - раз уж разговор зашел о судьбах науки. Мы хорошо посидели и поговорили (Меньшов и член-корреспондент совпали во вкусах насчет виски). Я вручил Меньшову супертом "Астровитянки" (насколько я помню, мы потом созванивались - и он сказал, что ему книга понравилась). Мы даже обсуждали вопрос экранизации "Астровитянки", но вопрос упирался в деньги. Меньшов с досадой сказал, что он не может найти деньги даже на собственный фильм, хотя его фильмы никогда не проваливались.
Все эти годы у меня теплилась надежда, что ситуация с экранизацией "Астровитянки" может повернуться в лучшему, и в этом проекте примет участие великий Владимир Меньшов - как со-режиссер, или как актер. Сегодня вся эти надежды закончились...

В своем архиве я нашел файл от 27 января 2013 года, который называется "Меньшову.doc" и содержит текст "Как сохранить творческий потенциал России?" - очевидно, о нем мы договорились во время встречи. Привожу его в конце поста. Насколько я смог восстановить ход событий, я его отправил Меньшову в распечатанной форме. Романтический текст, но подпишусь под ним и сейчас. К примеру, мой челябинский очный аспирант, очень толковый и талантливый парень, половину своего времени тратит на заработки, чтобы выжить (еще хорошо, что у него семьи нет). Кстати, челябинцы, кому нужен хороший репетитор? Он не просил, это моя инициатива, но если есть заинтересованность, то дайте знать astrovit()yandex.ru, обсудим.

Выше были фото Меньшова из моего архива, а ниже - фото от челябинских журналистов и фоторепортеров и обещанный текст "Меньшову":

Меньшов, Митяев и Урсуляк на пресс-конференции "Светлого прошлого":


Весь стол с этой великой тройкой (я сижу предпоследним, рядом с геройским летчиком-испытателем Осяйкиным)


Массовый сбор интервью - слева "допрашивают" режиссера Меньшова, справа - режиссера Сторожеву, а меня, астронома загнали в угол.



Как сохранить творческий потенциал России?
(текст для Владимира Меньшова, 27 января 2013)

1. Что имеем?

Каждый год вузы России выпускают примерно миллион специалистов.
Значительное количество лучших выпускников научно-технического профиля эмигрируют в другие страны, где их ждут хорошие условия жизни и работы (примеры – нобелевские лауреаты Гейм и Новоселов). Ситуация с «утечкой мозгов» будет только ухудшаться, потому что администрация президента США Обамы разработала специальную программу по автоматической выдаче иностранным молодым специалистам вида на жительство (Известия, 21 января 2013). Часть молодых ученых осуществляют также «внутреннюю эмиграцию», уходя из науки в банковский бизнес, в менеджеры и т.д.
Корнем сложившегося положения является практическая невозможность для молодых ученых обеспечить свою семью достойным уровнем жизни, в первую очередь - жильем. Если во времена СССР молодой ученый мог рассчитывать на бесплатную квартиру от государства, а также мог стать профессором, чей уровень жизни был заметно выше среднего уровня по стране. Сейчас перспектив получения бесплатного жилья почти нет, а ставка профессора провинциального университета – 22 тысячи рублей.
Для молодых людей, затративших многие годы на получение образования, это острое разочарование и потеря жизненной перспективы. Разрушение социальных лифтов для молодых ученых и других талантливых выпускников вузов может стать катастрофическим для страны, которая, в свою очередь, может утратить историческую перспективу.

2. Что делать?

Простейший ответ – дать больше денег – неправильный. Кроме денег, нужен эффективный способ их использования. Нужно восстановить социальные лифты для творческих людей, нужно показать им перспективу роста и вернуть престиж тем профессиям, которые ценятся во всем мире, кроме России. Нужна такая программа действий, которая бы в разы уменьшила бы отток талантов за рубеж. Но было бы неправильным обращать внимание только на тех, кто востребован на мировом рынке труда. Я не только астрофизик, но и писатель. Писатели, артисты и представители других творческих профессий не менее физиков и программистов нужны для самодостоинства страны, а для и роста национального самосознания – и более. Нельзя забывать о них только потому, что они больше привязаны к родному языку и менее интернациональны.

Решением проблемы «утечки мозгов» было бы создание для творческой молодежи пригородных поселков из недорогих коттеджей – по образцу хорошо зарекомендовавших себя академгородков. Если в таком поселке построить научный центр и дворец культуры, то молодежь будет избавлена от поездок на работу в большой город. Сколько нужно таких поселков? 5000 коттеджей в год может обеспечить жильем 0.5% выпускников вузов. Многие выпускники вполне востребованы на внутреннем рынке профессий - бухгалтера, экономисты, юристы, менеджеры. Учтем, что некоторые профессий привязаны к большим городам или предприятиям – медики, учителя, инженеры. Тем не менее, жизнь и работа в пригородном поселке с научным и культурным центрами может привлечь значительные слои молодых ученых, писателей, артистов, художников, скульпторов и т.д. Можно оценить, что программа охватит 1-2% таких специалистов. Это будут самые лучшие из лучших, но мы откроем перспективу для всех, вызовем активную соревновательность. Такая программа собьет темп «утечки мозгов», потому что уезжают за рубеж как раз верхние несколько процентов специалистов.

Во сколько обойдется индивидуальный коттедж в дальнем пригороде? Без учета стоимости земли (которой в России много), коттедж в 200 кв.метров может стоить примерно 100 тыс. долларов (по мировым ценам, без откатов и распилов). К коттеджу прилагается недорогая машина в 10 тыс. долларов. Пусть коттедж служит 20, а машина – 10 лет. Получим:
1. Коттедж 100 тысяч долларов/20 лет = 5 тысяч долларов в год.
2. Машина 10 тысяч долларов/10 лет = 1 тысяча долларов в год.
Итого, за 6 тысяч долларов в год мы создаем прекрасные условия для работы молодого специалиста. Если учесть, что реальная зарплата специалиста – с надбавками, грантами и т.д. составляет около 2 тыс долларов в месяц или 24 тысячи в год, то мы с удивлением обнаруживаем, что небольшим увеличением ежегодных расходов на одного специалиста, можно сделать его жизнь не менее привлекательной, чем за рубежом. Ведь ученым не нужны большой город и большое богатство, ему нужны условия для эффективной работы и достойной жизни.

Жители таких городов дадут России и миру пример творческого существования, жизни без гонки за деньгами. В этих культурградах не будет богачей и гламурных тусовок, но престиж жизни в них будет таков, что и Рублевка позавидует. Не технарский академгородок, а гармоничный «культсити» с театральной студией, музыкальной школой, выставкой живописи, с киноконцертным залом, со своими писателями, поэтами и философами. Городок не высоких технологий, а высокого духовного уровня.
Немаловажным фактором будет экологичность жизни в таких поселках, отсутствие необходимости для подавляющего большинства жителей города ездить на работу в большой и загруженный город. Жизнь в таких городках будет безопасной даже без высоких оград – и из-за культурного уровня жителей, и из-за отсутствия в домах ненужных материальных ценностей.
Можно начать с двух экспериментальных поселков – около Москвы и около провинциального миллионника, например, Челябинска. Найти территории в несколько сот гектаров в получасе езды от МФТИ и от Челябинского государственного университета. Выбрать архитектурный проект коттеджа, объявить честный конкурс застройщиков и запустить строительство с темпом в 500 коттеджей в год. Согласовать научную программу поселкового центра с университетом и академическими институтами, которые будут открывать здесь свои филиалы. Установить правила отбора молодых специалистов (открытый общий конкурс или участвующие организации сами будут заполнять свои квоты) – и начинать заселение первых «городков гениев». Через 3-4 года будет ясно, насколько проект удался – и тогда можно будет разворачивать строительство 10-20 поселков по всей стране и доводить темп строительства до 5000 коттеджей в год. Отметим, что 5000 коттеджей – это больше, чем 5000 молодых специалистов, так как типичная интеллигентная молодая семья состоит из двух выпускников вузов. Именно поэтому поселки должны быть гармонично развиты – если один из супругов, например, подписывает пятилетний контракт по науке, то другой может найти себе применение в местной школе, в больнице, в театральной студии, в писательстве и т.д. (возможны небольшие стипендии для таких случаев). Кроме того, нынешний уровень интернета и коммуникационных технологий обеспечивает широкие возможности для творческой работы в домашних условиях.

Самый сложный для молодого специалиста квартирный вопрос оказывается сущим пустяком для государства, которое способно планировать на 20 лет вперед, обладает достаточными финансовыми ресурсами и может предоставлять беспроцентный кредит. Общие расходы на программу строительства 5000 коттеджей с прилагаемыми машинами:

100 тыс х 5000 = 500 миллионов долларов в год
10 тыс х 5000= 50 миллионов долларов

С учетом инфраструктуры и зданий для научных и культурных центров получим оценку в 600-700 миллионов долларов или 20 миллиардов рублей в год – очень скромная сумма для сильного государства. Например, одна из программ Министерства образования – «1000 лабораторий» (см. интервью замминистра Игоря Федюкина, журнал «Сноб», 22 января 2013) будет стоить около 15 миллиардов рублей в год. Предлагаемые города – прекрасное место для размещения таких новых лабораторий. 5 тысяч новых сотрудников академических и культурных учреждений – и мы получим столь желаемое обновление стареющей российской академии.
Пара экспериментальных поселков с темпом строительства в 500 коттеджей в год стоят и того меньше – 60-70 миллионов долларов в год.
Коттеджи остаются в собственности государства на определенный срок. С обитателями городка будут подписываться 5-ти летние контракты, а результаты работы проверяться комиссией институтов – на предмет возобновления контракта на новый срок. Если ученый или писатель сумеет продемонстрировать продуктивную работу в течение 4 сроков или 20 лет, то коттедж переходит в его собственность. Если контракт не продлевается, то коттедж переходит к более активному претенденту.
НИКТО из талантливых ученых не поедет в другую страну, если у него и у его семьи будут такие условия для работы и жизни в родной стране. Я бы – точно не поехал.

3. Телевизионная программа

Города гениев могут и должны стать объектом пристального внимания СМИ. Отбор новых жителей таких городов можно сделать популярным шоу на телевидении. Например, Институт астрономии объявляет конкурс на заполнение ставки и предварительная комиссия института выбирает двух наиболее достойных кандидатов. На телешоу они делают краткое, но эффектное изложение своих научных программ (это будет научно-популярный компонент таких передач). Их выступления оценивают как зрительская аудитория, так и группа экспертов – и в результате победителю прямо в студии вручают подписанный контракт и ключи от коттеджа и машины. Более мощного средства популяризации науки и «городов гениев» трудно представить. Кроме того, телевидение располагает серьезными финансами и, не дожидаясь государственных решений, может сделать такую еженедельную передачу за свой счет – и вручать в сотрудничестве с академией наук еженедельно по коттеджу. Расходы – 6 миллионов долларов в год.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)