Ученые выяснили, как выглядела сверхновая звезда 9 млрд лет назад

Thursday, 10 June, 20:06, poisknews.ru
10.06.2021Специалисты НИЦ «Курчатовский институт» – ИТЭФ установили, как более 9 миллиардов лет назад выглядела звезда, из которой родилась сверхновая Рефсдала. Эта сверхновая была открыта в 2014 году в скоплении MACS J1149.5+2223 и названа в честь норвежского астрофизика С. Рефсдала. Расстояние до места, где произошел взрыв голубого сверхгиганта, столь велико, что непосредственные наблюдения даже в самые крупные телескопы осуществить невозможно.«Изучить сверхновую Рефсдала удалось благодаря явлению гравитационного линзирования. Оно заключается в том, что некоторые галактики или их скопления могут служить линзами, фокусирующими или рассеивающими свет. При удачном взаимном расположении источника и линзы-галактики световой поток может усиливаться в десятки или даже сотни раз», – пояснил старший научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» – ИТЭФ Пётр Бакланов. По словам учёного, именно благодаря такой «гравитационной линзе» сверхновая Рефсдала стала заметна в самый мощный и дорогой астрономический инструмент – космический телескоп имени Хаббла. Свет от сверхновой Рефсдала шёл до Земли более 9 миллиардов лет – это примерно в два раза больше возраста нашего Солнца.На сегодняшний день это самая далекая коллапсирующая сверхновая звезда, про которую удалось узнать, что она представляла собой до взрыва. Расчеты ученых показали, что звезда была голубым сверхгигантом размером в 50 солнечных радиусов, то есть значительно массивнее звезды Сандулик-69 202 – предшественницы знаменитой сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На момент ее взрыва, в результате которого образовалась сверхновая Рефсдала, возраст Вселенной составлял всего 4,3 миллиарда лет. Полученные результаты имеют большое значение для космологии и понимания процессов звездной эволюции во Вселенной. Работа опубликована в журнале The Astrophysical Journal.Теоретический расчёт кривых блеска звезды и сравнение с наблюдениями, а также моделирование процесса взрыва сверхновой позволили определить постоянную Хаббла – одну из наиболее важных космологических характеристик, описывающих динамику расширения нашей Вселенной. В перспективе разработанная специалистами модель поможет улучшить точность определения постоянной Хаббла. Для этого необходимо продолжить наблюдения за линзированными сверхновыми, которые служат маяками на пути к разгадке тайн нашей Вселенной.В работе также приняли участие специалисты Института космических исследований РАН, Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ”, Физического института имени П.Н. Лебедева РАН и Физико-математического института имени Кавли (Япония).The post Ученые выяснили, как выглядела сверхновая звезда 9 млрд лет назад appeared first on Поиск - новости науки и техники.