Недавний пост об управлении производством натолкнуть меня на мысль рассказать о браке, хотя вообще-то я это хотел сделать давно.
Поговорю о том, какие причины ведут к производственному браку.
Надеюсь, что эта тема будет интересна всем, а не только тем, кто в своей жизни постоянно сталкивается
с промышленным производством. Данный пост не претендует на универсальность, поскольку родился спонтанно, и скорее
представляет собой выжимку моих многолетних наблюдений.
Брак бывает устранимый и неустранимый. В первом случае его после дополнительной переработки с теми или иными потерями
можно превратить в продукт, который можно втюхать потребителю соответствует заданным требованиям. Во втором случае
обычно помогает педальное ведро кубов этак на 10.
.
У любого производственного брака есть три основные причины:
- ошибки проектирования;
- технологические ошибки;
- ошибки управленческие.
А теперь пройдёмся по каждому пункту отдельно.
Сразу скажу, что, как и многие классификации, предложенная мною несовершенна, так как часто ошибка является сочетанной.
Итак, ошибки проектирования. Это самые трудно устранимые ошибки. Трудно означает, что на их исправление уходит много времени и денег,
хотя выявляются эти ошибки достаточно легко.
Итак, ошибки проектирования - это погрешности, возникающие на стадии создания продукта или оборудования, связанного с производством
этого продукта.
Примеры.
Когда-то я выпускал средство для чистки ковров, рецептура которого была разработана ранее не мной. В состав средства входила мочевина, поэтому
вполне естественными были жалобы потребителей на то, что ближе к концу срока годности средство приобретало неприятный запах, так как банально
прокисало из-за микробной порчи. На лицо явный просчёт того, кто разрабатывал эту рецептуру - в ней не достаёт консерванта.
В данном случае пришлось переписать рецептуру, отдать средство с консервантом для токсикологических и санитарно-химических испытаний (как они проходят
и сколько длятся - читайте тут, здесь
и вот там), согласовать рецептуру, перезаказать этикетки, на которых
в составе фигурировал консервант, получить новое удостоверение о государственной гигиенической
регистрации - и только потом, потратив кучу
времени, нервов и денег, выпускать средство, которое было защищено от микробной порчи.
Пример второй.
Из-за несовершенства конструкции анодов для хромирования получалось, что на цилиндрическую деталь покрытие ложилось неравномерно, т.е. деталь
в горизонтальном сечении (если смотреть ей в торец) представляла собой не круг (как надо было), а эллипс. Из ситуации был найден следующий "выход".
Вместо положенных 50 микрон хромового покрытия (обозначается Хтв 50) гальваники клали все 100-150. Естественно, процесс вместо 1 часа шёл 2-3 часа,
производительность была низкой, а себестоимость, соответственно, высокой (хорошо, что план детали был небольшим - иначе не избежать авралов и запарок).
Длительное хромирование увеличивало расход электроэнергии, теплоносителя и реагентов. Вместо полировки хромированную деталь приходилось потом долго
шлифовать, чтобы она получилась, как говорят мехобработчики, "в размер", т.е. снимать излишки твёрдого хромового покрытия...
На все мои заикания о том, что неплохо было бы спроектировать и отлить новые аноды, был послан всеми: гальваниками-сдельщиками, которым не улыбалось
получать меньше за хромирование той же детали; мехобработчиками, которым впадлу было делать переналадку шлифовального оборудования; конструкторами, которым
пришлось бы не пасьянсы раскладывать, а думать над чертежами новых анодов; снабжением, которому надо было бы закупать больше свинца для анодов...
Естественно, включать мозг на этой работе мне быстро расхотелось. Слава кризису, я свалил из этого болота, хотя и не подозревал, какие глубины
ждали меня впереди :).
Теперь мои любимые ошибки - технологические. Они связаны с неверным ведением технологического процесса. Встречаются очень часто, хотя выявляются не так
быстро, как ошибки проектирования. Это, повторюсь, связано с тем, что на производимый товар в процессе изготовления действует множество факторов. Их
устранение требует меньших ресурсов, но большего опыта.
Примеры.
Цинкование, т.е. нанесение на детали цинка для защиты от коррозии, - самый распространённый гальванический процесс, о котором я уже
писал.
Но и в ходе цинкования возникают проблемы, когда не покрывается защитным слоем внутренняя поверхность полой детали. Я был очень удивлён, что мой
предшественник не смог решить проблему цинкования таких деталей - для меня она была очевидна (хотя мой предшественник был специалистом
по канализации и водоснабжению, а не химиком...) Увеличение концентрации одного из компонентов электролита привело к качественному цинкованию муфт и обойм, а также
резкому повышению моего авторитета среди гальваников и корректировщиков :).
Второй пример, с которым мне пришлось столкнуться, - жуткий запах инъекционных растворов после стерилизации. Выяснилось, что его причиной
является неполноценная обработка резиновых пробок, которая не освобождала их от водорастворимых соединений серы, ответственных за неприятный запах. Включение
в технологический процесс стадии кипячения пробок в растворе соды и их дополнительного автоклавирования резко уменьшило интенсивность этого запаха.
Самые страшные и неприятные ошибки - это ошибки управления. Хотя бы потому, что управление подразумевает самую сложную работу, которая только есть -
работу с людьми. Фактически, грамотное управление производством требует в том числе и создания условий, для того, чтобы не возникало ошибок проектирования
и технологических. Но, как я уже неоднократно подчёркивал, хороших управленцев в моей стране нет - они или уехали, или спились, или заняты теми
вещами, которые не позволяют им раскрыть свой особенный и очень нужный Беларуси талант - талант управлять людьми.
Талант управлять - это способность поставить на нужное место нужного человека, который может справиться с возложенными на него
обязанностями.
Талант управлять - это способность принимать взвешенные решения и видеть их потенциальный результат, видеть стратегию развития предприятия и выбирать
свободные на рынке ниши. Талант управлять - это способность диктовать свою волю и нести ответственность за её исполнение.
Короче, трудное это дело.
Итак, ошибки управления.
Исправить их очень трудно, потому как это требует прямого или косвенного указания на некомпетентность того, кто их совершил, т.е.
начальника, а очень и очень немногие люди умеют признавать свою неправоту. Один из немногих способов их предотвращения - это то, что
называется неприятным словом "саботаж", но сплошь и рядом встречается на наших предприятиях, в противном случае они бы давно уже загнулись все.
В результате саботажа подчинённый не исполняет указания начальства, но остаётся на своём месте, потому как именно неисполнение указания приводит к выпуску
нормальной продукции.
Особенно трудно действовать таким способом в химической промышленности, где следование указаниям тупого начальства может прокатить.
Но не потому, что начальство оказывается таким прозорливым, а потому что к успеху приводит банальная случайность, которая в следующий раз не повторится.
На самом деле такая случайность, или везение, - это большая неудача, так как начальник-тупица благодаря ей может уверовать в свою компетентность и наломать
таких дров, что мама не горюй. Подумать над примерами предлагаю вам самим, благо каждый знает их массу.
Спасибо за внимание!
Ваш
superhimik.
Комментарии (0)