Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

О музыке в школе

Thursday, 09 December, 00:12, superhimik.livejournal.com
Ars longa, vita brevis.    Всё, что я хотел сказать о школьном химическом образовании, я уже сказал. Здесь и здесь. Кое-чего я писал и о высшем химическом образовании, хотя впереди вас ждут ещё несколько постов на эту тему.    Вспоминая школу, захотел рассказать о своём музыкальном школьном образовании.        В первом классе все уроки ведёт один учитель. А вот уроки музыки и физкультуры ведут другие учителя.    Когда начиналась музыка, нас, первоклассников, забирали из нашего светлого, уютного, большого класса и уводили куда-то вниз, чуть ли не в подвал, как мне казалось, в какой-то мрачный, тесный, страшный склеп уголок.    Как я сейчас понимаю, начинала нас учить совсем молодая (возможно, практикантка), но весьма габаритная и очень весёлая мадмуазель. К сожалению, единственное, что я могу вспомнить из её уроков - это то, как она пыталась рассказать нам о длительности нот, рисуя на доске яблоко и виртуально разрезая его мелом на несколько частей. Сомневаюсь, что кто-то, включая меня, смог её понять.    Я подрос, сменился город, сменилась школа, но уроки музыки и пения по-прежнему проходили в едва ли не самом необустроенном кабинете, который имел все те же особенности: фортепиано сразу напротив входной двери и сдвинутые между собой парты.    Мы учили какие-то детские песенки типа "Цып-цып-цып, мои цыплятки", "Пропала собака по кличке Дружок". До сих пор помню один из куплетов неплохой, видимо, песни, идеального исполнения которой долго пыталась от нас добиться преподаватель: Что в жизни может быть красивей? что в жизни может быть милей, Чем эти рощи в дымке синей И золотой разлив полей?    Честно говоря, я в 99 случаев из 100 не мог понять, чего от нас хочет педагог, потому что все уроки представляли своего рода абстракцию.    Мы слушали какие-то произведения каких-то композиторов на патефонных пластинках грампластинках, наверняка, - светил мировой величины, и должны были что-то в них услышать. Это что-то к тому же должно было быть записано в тетрадь, а потом оценивалось. Мы как-то пели и тоже что-то за это получали...    Время от времени расстроенное пианино сменял аккордеон (кстати, я, к своему стыду, до сих пор путаю его с баяном). Раз в полгода и то, наверное, только в старших классах, Panasonics жевал какую-то кассету и даже те из моих одноклассников, которые посещали музыкальную школу (а таких, к моему удивлению, было немало), не могли расслышать, что за слова звучат из колонок.    Конечно, а что ещё можно было требовать в голодные 90-ые от бедного учителя, располагавшего одним академическим часом в неделю и связанного по рукам и ногам программой?    Зато были и приятные впечатления!    Мы играли в виселицу, в морской бой, могли делать другие уроки! В старших классах мы оборзели настолько, что по аудитории спокойно летали книги и портфели. Трудно себе представить, с каким настроением и желанием входил учитель в наш класс, считавшийся, между прочим, лучшим по успеваемости, но худшим по поведению - наша дисциплина (вернее, её отсутствие) обсуждалась на каждом уроке.    И всё же, хоть убейте меня, не могу понять, почему нельзя было подробно рассказать о различных музыкальных инструментах, об их главных особенностях и способах образования в них звука? Почему, например, было не сравнить скрипку, виолончель и контрабас и дать послушать их в оркестре?..    Многие могут подумать, что химическая грамота не легче музыкальной. Но что-то мне подсказывает, что освоить хотя бы азы последней за 7-8 лет можно было. Как-то же осваивают химическую за 4!    Около 80 % прослушанного в школе относилось к классической музыке - это были отрывки опер, концертов, иных более или менее "монументальных" произведений. Возможно, с педагогической точки зрения такая музыка и подходит для изучения в школе больше всего (хотя я в этом сильно сомневаюсь), но она очень мало понятна невзрослому человеку.    Практически ничего мы не слушали из джаза, блюза, не говоря уже о "прогрессивных" жанрах типа рока. Короче говоря, школьное музыкальное образование было весьма однобоким. А поскольку мотивация у меня абсолютно отсутствовала, даже фамилии "проходимых" в школе композиторов мне мало о чём говорят...    А какими были уроки музыки в вашей школе?
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)