В прошлый раз я сравнивал науку и производство с точки зрения финансирования. Теперь же предлагаю поговорить
о том, какого рода знаниями оперирует тот, кто занимается наукой, и тот, кто работает на производстве.
Как правило, люди, занимающиеся наукой, работают в какой-то её одной достаточно узкой области. Кто-то
занимается модификацией целлюлозы в неводных растворах, другая научная группа - исключительно в водных. Кому-то
больше по нраву совмещать целлюлозу с другими полимерами, в ходе которой химической модификации её молекул не происходит. В соседнем
институте тоже работают с этим веществом, но исключительно как c материалом для изготовления мембран и т.д.
Достаточно часто получается, что всего 3-4 научные группы во всём мире в текущий момент занимаются примерно тем же,
что и вы, и узнать о результатах их работы можно, лишь читая научную периодику, в которой они публикуются, а также
посещая различные конференции, где есть высокая вероятность встретиться.
Между научными группами идёт негласное, а порой и неприкрытое соревнование за первенство в получении принципиально
новых результатов, которые могут обеспечить необходимое финансирование и принести славу первооткрывателя. Во что это может вылиться, расскажу
в следующем эссе.
Считается (но я не могу полностью разделить это мнение), что в науке важна преемственность, когда ученик продолжает дело учителя,
выращивает своих собственных учеников и так далее. В результате возникает научная школа, представители которой несколько поколений
подряд заняты изучением одного и того же или схожих объектов или методов.
Конечно, в некотором роде смена научного направления в таком сообществе сродни революции.
Представьте уже знакомого и полюбившегося вам Петра Михалыча, который всю жизнь занимался пентахренилатами. И тут вдруг
впереди маячит необходимость или идея перейти на изучение гексахрениленов, и это в лучшем случае! Отсюда следует вывод, что
смена научного направления менее болезненно происходит сразу после смены руководителя научной группы.
Специалисты, работающие на производстве, должны обладать двухуровневыми знаниями, назовём это так. С одной стороны, их знания
ещё более узко специализированы, чем знания научных работников, так как завязаны на изготовление одного конкретного продукта или
группы продуктов, похожих друг на друга.
Представьте, что вы работаете в цеху, который с момента открытия завода занимался
одним и тем же: цинкованием крепежа (болты, гайки, шпильки и т.п.). Со временем вы научитесь по внешнему виду поступившей к вам
из механического цеха детали понять, как ляжет на неё покрытие, наощупь сможете определить его толщину, будете чувствовать безо всякого
химического анализа, когда надо корректировать электролит гальванической ванны и т.д. Такие люди мне встречались.
С другой стороны, люди, занятые на производстве, должны иметь знания не только касающиеся технологии, но и организации работы
предприятия в целом. Начальники цехов и технологи должны представлять себе, как происходит бухгалтерский учёт сырья и готовой продукции,
нормирование труда, кто может стать поставщиком комплектующих и кто является основным потребителем готовой продукции,
уметь подбирать персонал и грамотно им управлять, т.е. быть хорошими администраторами. Конечно, руководитель научной группы тоже должен быть
хорошим администратором, но, как правило, масштабы "управленчества" на производстве в разы, а то и в десятки раз больше, чем в научном коллективе.
Есть ещё один аспект, сильно рознящий науку и производство. Как я говорил в предыдущей части, гейша создаёт призрачный мир учёный, работающий
в фундаментальной науке, создаёт знание "с нуля". Фактически это ставит его в положение, когда он на какой-то момент знает об объекте своего
исследования то, что не знает больше никто в мире! Т.е. знания учёного уникальны.
Само собой разумеется, в производстве воплощается то, что уже хорошо известно и изучено. Поэтому перед производственниками стоит иная задача:
научиться применять конкретное знание в данных технологических обстоятельствах. Так, возвращаясь к моему примеру из гальваники, скажу, что большинству
электролитов цинкования уже по нескольку десятков лет. Задача технолога - подобрать тот из них, который позволяет в имеющихся условиях получить наиболее
качественное покрытие по наименьшей цене с соблюдением всех требований охраны труда и природы. Это не означает, что он не создаёт новое знание,
но его масштаб гораздо скромнее: сконструировать более совершенную подвеску, подобрать параметры тока, которые могут отличаться от рекомендуемых,
но идеально подходят для обрабатываемых деталей и т.д. Т.е. знания производственника, точнее потребность в них со стороны производства, определяются
конкретными условиями работы.
Комментарии (0)