Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Array

Tuesday, 23 March, 14:03, alien3.livejournal.com

Интервью в журнале «Бизнес и Власть»

Александр, Вы прочитали для вологжан лекцию о женщинах в космосе. «Женские» исследования в общественных и гуманитарных науках сегодня очень актуальны, а как эта тема заинтересовала Вас, что вывело Вас на неё?

Я много лет работал в космической отрасли: в РКК «Энергия», в Институте робототехники и технической кибернетики в Петербурге. Имел прямое отношение к пилотируемой космонавтике, сам проходил отбор в космонавты три раза (к сожалению, неудачно), и, интересуясь самыми разными сторонами полётов людей в космос, я удивлялся: почему у нас так мало в этой сфере женщин? Я тогда не занимался популяризацией, а просто был сотрудником космической отрасли и пытался попасть в отряд космонавтов. И чем больше я узнавал о западных космических программах, о полётах американок на «Шаттлах», чем больше видел, сколько иностранок летает на наших кораблях «Союз», тем настойчивей стал искать причины того, почему у нас сейчас только одна женщина в отряде, а слетало только четыре. Я заинтересовался тем, как складывались судьбы тех женщин, которые проходили отбор в отряд космонавтов, но в итоге в космос не полетели. Изучая эти вопросы, я в том числе, подготовил и лекцию о «Женском космосе», ведь об этом у нас в стране практически никто не рассказывает.

Женщины доказали сотнями тысяч примеров, что абсолютно любая авиационная и космическая специальность им подвластна. При этом, стереотип о том, что космос – дело «неженское» невероятно живуч и регулярно воспроизводится. В чём причина этого, на Ваш взгляд?

Дело не только в стереотипе и не просто в том, что многие считают полёты в космос неженским делом. А дело в том, как устроена сама система обучения и отбора, какие условия создаются для космонавтов, какие требования предъявляются: корень здесь зарыт гораздо глубже, чем просто стереотипы. Если у нас на ранних этапах программы освоения космоса там почти не было женщин (а женский набор с Валентиной Терешковой был исключением для рекорда), а система отбора по требованиям близка к той, что была раньше, то и отношение к специалистам-женщинам, и условия для подготовки, созданные в ЦПК не способствуют тому, чтобы женщин-космонавтов стало больше. Как не отбирали особо, по тем требованиям, женщин, так и сейчас не отбирают. Как не были женщины в приоритете на полёты, так и сейчас их мало. У нас в данный момент одна Анна Кикина в действующих космонавтах, а в январе среди отобранных кандидатов в космонавты вновь были объявлены только мужчины. Это системная проблема, проблема всей организации процесса и глобальных целей, а не просто проблема стереотипов у кого-то в голове. Нужно менять всю систему и отбора, и подготовки к полётам, и научные программы.

Аэростаты и парашюты появились как зрелище, как арсенал для воздушных представлений (позднее появился даже термин аэробатика, т. е. воздушная акробатика). Позднее они стали использоваться как оружие. История повторилась и с летательными аппаратами тяжелее воздуха. А что с космическими аппаратами? Избежит ли космос милитаризации?

Здесь всё сложнее, поскольку наша космонавтика появилась, как часть военно-промышленного комплекса. Надо вспомнить, что практическая космонавтика вышла из Германии времён Второй мировой войны, и Вернер фон Браун делал ракеты «Фау-2», как оружие, которым можно было поразить цели в Лондоне. То есть ракеты сразу были оружием. Когда американцы и Советский Союз забрали себе немецких специалистов и оборудование, они также стали использовать наработки Германии для создания межконтинентальных баллистических ракет, как средств доставки ядерных зарядов. Первая цель в развитии ракетной техники – это доставка ядерного оружия. Советский Союз здесь обогнал, на какое-то время, США, поскольку у американцев был упор на авиацию, на тяжёлые бомбардировщики, а СССР пошёл по пути создания баллистических ракет. И уже из них родилась космонавтика, благодаря гению Сергея Павловича Королёва, его настойчивости и авторитету, и пониманию того, как много может она дать и для пропаганды социалистического строя, и для человечества вообще. Он смог убедить власти, хотя и не сразу, что нужно развивать космонавтику и полёты людей в космос с гражданскими целями. Но нужно помнить, что в СССР все первые космонавты – это военные лётчики, а кроме того постоянно рассматривались боевые применения пилотируемых космических аппаратов, орбитальных станций. Так что здесь всё шло в обратную сторону: родилась космонавтика, как военная программа, и поначалу какие-то гражданские рекорды были «ширмой». Изначально, астронавты и космонавты не только могли столкнуться, как пилоты самолётов где-нибудь в небе над Германией, но могли они столкнуться и в космосе, поэтому и планировалось боевое применение пилотируемых кораблей. К счастью, от этого отказались. Сейчас развивается гражданская космонавтика. Наконец-то, появились частные инициативы и в ближайшее время большое количество «непрофессиональных» космонавтов полетит в космос, но военное применение останется – это связь, погода, фотографирование поверхности Земли для целей разведки. Никакие современные вооружённые силы не могут обойтись без космического сегмента. Просто теперь развиваются разные направления космонавтики.

На лекции Вы сделали шаг в сторону репрезентации образов звездоплавателей в художественном пространстве. Вопрос из этой области: в романах Станислава Лема «Магелланово облако» и «Солярис» в космос летят историки и психологи. В общем-то, Лем любил отправлять во Вселенную гуманитариев, но и созданная в 1960 г. Международная астронавтическая академия состояла из четырёх секций, две из которых – секции общественных и гуманитарных наук. Как Вам кажется, будут ли гуманитарии летать в космос? Какие задачи, по своим специальностям, они могли бы там решать?

В ближайшее время, скорее всего, нет. Сейчас пока нет задач для гуманитариев непосредственно в космическом пространстве и всё осмысление, репортажи, фотографирование, и какое-то гуманитарное изложение того, что происходит на низкой орбите, могут делать сами астронавты. Время гуманитариев начнётся, когда появится полноценная внеземная колония. Там нужны будут специалисты самого широкого диапазона: и историки, и социологи, и психологи, и другие. Появятся поселения людей в космосе и вот там начнётся время гуманитариев. Но и сейчас гуманитарии не должны отстраняться от космонавтики, поскольку человечеству не хватает понимания и осмысления того, что же делать дальше. Сейчас принципиальные решения касательно пилотируемой космонавтики могут помочь принять именно гуманитарии. Мы должны понять: куда нам идти дальше? Зачем нам это делать, насколько нам это нужно, насколько это соотносится с историческим развитием человечества? Без гуманитариев тут не обойтись. Это первый их шаг на Земле, а дальше, если появится первый город на Марсе, то и у гуманитариев появятся цели и задачи в космосе.

Могли бы Вы дать прогноз о появлении доступных экскурсионных полётов в ближний космос? Ясно, что космическим туристом можно стать и сегодня, при условии, что Вы – долларовый миллионер, а каковы перспективы проектов, типа «Perlan-2», создания новых типов стратостатов или ракетопланов, и массовой доступности полётов на них?

Уже сейчас есть очень интересная инициатива в России: создание кресла с шарами, в котором человек будет находиться, одетым в скафандр, аналогичный российскому космическому скафандру «Сокол». Он поднимется до верхних слоёв атмосферы, где шары лопнут, и он на парашюте, прямо в кресле, приземлится на Землю. Эти люди, которые по одному будут летать, во-первых, испытают столкновение с внутренним страхом, поскольку поднимутся очень высоко – в стратосферу, а, во-вторых, они увидят и почувствуют, что Земля – это планета, что она – шар, увидят её общий план. Это то, что делает в России компания «Стратонавтика». А в США, скорее всего, в ближайшее время начнётся эксплуатация системы суборбитальных полётов Blue Origin, когда в маленькой многоразовой водородно-кислородной ракете, в капсуле, на несколько минут будут попадать астронавты в космос, фотографировать Землю, ощущать невесомость, и затем приземляться в пустыне, в капсюле, на парашюте. Это будет в ближайшее время, ракета и капсула уже есть, все отработки уже проведены и всё готово для отправки людей в суборбитальные полёты.

У второй компании – Virgin Galactic – очень много технических проблем. Если у Blue Origin всё готово, чтобы делать бизнес по отправке людей в суборбитальный космический полёт, выше линии Кармана, то Virgin Galactic эту линию ещё не преодолели, они летают на 80-90, не выше 100 км, и у них регулярно возникают технические проблемы. Например, в конце 2020 года у них должен был быть суборбитальный полёт с одним пассажиром (представителем NASA), но полёт отменили в самом начале.

На низкую орбиту, на настоящие космические полёты, будет возить компания Space Adventures с помощью Роскосмоса. Уже есть три контракта: на 2021, 2022 и 2023 гг. В конце каждого года два туриста полетят в космос. Это будут долларовые миллионеры, но важно, что впервые в истории на корабле «Союз» будет два непрофессиональных космонавта-туриста, а сами корабли модифицируют для управления одним человеком. Раньше всегда было два профессионала и один турист, а теперь один профессионал и два туриста.

Компания Axiom Space будет возить людей на МКС на кораблях «Crew Dragon» и, скорее всего, появятся другие проекты по полётам частных лиц на этих кораблях. Кроме того, SpaceX, создавая корабль-ракету «Starship», готовит туристический облёт Луны. Это программа «Dear Moon» (https://dearmoon.earth/), т. е. дорогая Луна, оплаченная одним японским миллиардером Юсаку Маэдзава, и она будет реализована через три-четыре года. Около десятка людей облетит Луну. Кстати, с гуманистическими целями: там будут музыканты, артисты, танцоры, и они должны будут творчески осмыслить возвращение людей к Луне.

Дайте, пожалуйста, общую характеристику ситуации с популяризацией космонавтики в нашей стране, и популяризации науки, в целом.

Если мы берём популяризацию науки, то в России сейчас всё довольно неплохо. Есть площадки, есть финансирование, есть даже мероприятия и фестивали, которые окупаются билетами. Есть много лекторов, которые одновременно профессиональные учёные, и они рассказывают о том, с чем работают, и что хорошо знают. Можно сказать, что 2010-е годы популяризация науки в России поднялась на определённый уровень, но интерес к этому со стороны государства минимален, хотя какие-то гранты выделяют на какие-то события.

Если мы берём космонавтику, то здесь всё намного хуже. Вся космическая деятельность в нашей стране связана с госкорпорацией Роскосмос, а её сотрудники связаны ограничениями на высказывания, на выступления. Они должны всё согласовывать, поэтому сотрудники Роскосмоса очень редко выступают на каких-либо научно-популярных фестивалях. По популяризации космонавтики есть большое «провисание». Зачастую, этим занимаются люди, хорошо знающие английский язык: они переводят литературу и обсуждают общемировую практику космонавтики. Но таких людей мало. Нередко они не имеют профильного образования и опыта, что иногда приводит к некорректным оценкам событий и явлений. В России популяризация космонавтики - это достаточно неразвитая территория, при всей нашей космической истории и лидерстве в долговременных пилотируемых полётах. К этому вопросу государство равнодушно и даже те мероприятия, которые проводятся, нацелены только на привлечение студентов, которые потом придут работать в Роскосмос, а широкоохватной популяризации, с разъяснениями, с красивыми картинками и видео, практически не ведётся. В музеях очень мало обновлений, мало красивой анимации от Роскосмоса. Ничего этого нет.

This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1748400.html. Please comment there using OpenID.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)