Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Награда за чудачества. Как известный нейрофизиолог добивался признания коллег

Saturday, 01 May, 12:05, poisknews.ru
«Поиск» рассказывал о работе профессора биологического факультета МГУ Александра КАПЛАНА в буддистских монастырях, где по инициативе Далай-ламы XIV вместе с коллегами он ведет исследования, представляющие несомненный интерес для науки о мозге. Если ученые изучают его около 200 лет, то буддистские монахи копят знания о нем более 2000 лет. Медитации помогают им проникать в глубины сознания – это ключевая проблема и для нейрофизиологов, и буддистов. Осчастливить мир они не стремятся, но сделать счастливыми каждого человека в отдельности – это им по силам. Александр Каплан продолжает рассказ:– В буддистских монастырях мы изучаем активность мозга монахов вовремя медитаций методом регистрации биопотенциалов мозга непосредственно с поверхности головы. Это всем известная электроэнцефалография (ЭЭГ) с последующим всесторонним анализом. Если совсем просто, медитация – умение погрузиться в собственный психический мир или в свой ум, как сказали бы буддисты. Эта особая культура воспитывается чуть ли не с пятилетнего возраста и требует многолетних тренировок. Фактически такие путешествия в себя – смысл жизни монахов. Западная культура основывается больше на внешних непосредственных впечатлениях – на том, что вокруг нас, что мы видим и ощущаем. А для монахов это вторично, их интересует основа всего – ум. Цель – докопаться до самых его глубин, дойти до абсолютной ясности. Приборы не в состоянии проникнуть так глубоко, единственная возможность – медитация. А наша задача – изучить, как работает мозг монаха во время этого действа, для чего мы непрерывно записывали ЭЭГ от 40 электродов.В московской лаборатории в качестве подготовки предлагают различные тесты и задания: считать в уме, комментировать картинки и т. д. Монаха ни о чем просить не надо: у него есть своя «программа» мысленного путешествия. На этом пути согласно буддистской традиции он преодолевает восемь этапов. У меня накопились записи ЭЭГ более 10 уникальных тантрических медитаций продолжительностью от 34 до 90 минут. Проблема в том, что во время путешествия в себя монах не станет отвлекаться и сообщать о переходе от одного этапа к другому. А мы не можем поставить в записи ЭЭГ метки, означающие эти переходы. Приходится изобретать самые изощренные методы компьютерного анализа, чтобы найти и оценить все восемь ступеней. Почему это важно? Только монахи, причем именно тантрической традиции медитаций, обладающие 20-30-летним опытом, в состоянии «показать» деятельность мозга на разных этапах погружения, вплоть до последней ступени, так называемого «ясного света», когда остается только ощущение собственной личности. Это своего рода эталонные образы ЭЭГ – свидетельство потенциальных возможностей мозга человека. Безусловно, в западном мире медитациями занимается гораздо больше обычных людей, чем монастырских монахов. Однако в большинстве случаев они дают иные эффекты, преследуют другие цели.Практически каждый человек, даже далекий от практик медитации, поймает себя на мысли, что в какой-то момент ненадолго выпал из реальности, ушел в себя. Похоже, такие спонтанные медитации нужны мозгу. Интересно было бы сравнить ЭЭГ европейских практиков и случайных людей в подобных состояниях с эталонными записями монахов. Наверное, найдется что-то общее, но еще интереснее различия. Они позволят лучше понять самих себя, а может быть, откроют новые возможности нашего мозга. Но без помощи монахов и их учителей нам в таких исследованиях не обойтись.Однако даже опыт медитаций не всегда дает гарантию успешности исследования. Пару лет назад несколько буддистских монахов побывали в моих лабораториях в Москве и Санкт-Петербурге у академика Святослава Медведева. Мы сделали пробные записи ЭЭГ, но практически не нашли явных следов необычных состояний мозга. Другое дело, когда мы работали на их территории в привычной обстановке и в удобное для них время. К тому же они не испытывали напряжения от нашего присутствия: как говорится, мы уже примелькались, устраивали посиделки в свободное время и даже диспуты, поэтому ничто не мешало произвести «эталонную запись».– Легко ли они на это соглашались, знали ли английский? – Если соглашались, то легко, но зачастую монахи не видели в нашем исследовании смысла. Возможно, от уверенности, что подвластное их уму постижение таинственных явлений мозга недоступно нашим приборам. Некоторые соглашались из уважения к нам или в ответ на проявленный нами интерес к их культуре. Они привыкли к нам: я, например, читал им лекции и делаю это сейчас, но только онлайн. Рассказываю, как работает мозг человека. Знакомлю с наиболее интересными мировыми исследованиями. Но читаю, естественно, иначе, чем студентам биофака. Стараюсь быть понятным, использую метафоры. У каждого из вас, говорю им, есть смартфон, ноутбук. Главная деталь их процессора – транзистор, элементарная ячейка вычислительных операций. Он либо пропускает ток, либо нет. А что является элементарной единицей работы мозга? Они говорят, хотя и не все: нервная клетка. Вы ответили, ободряю я их, как мои московские студенты, но ответ неверный. Аналог транзистора в мозге – контакты между нервными клетками. От них зависит, пройдет ли сигнал от одной клетки к другой. Только у синапсов не два состояния, как у транзисторов 0/1, а несколько десятков. Так что в мозге все куда сложнее, нежели даже в самом лучшем процессоре. А общались мы на английском, хотя знали его далеко не все, однако всегда находились монахи, помогавшие нам в переводе на их родной тибетский язык и наоборот.– И самый главный вопрос: каковы результаты компьютерного анализа ЭЭГ? – Я уже говорил, что дело это оказалось далеко не простым, поскольку мы не могли внести в запись метки перехода от одного этапа медитации к другому. К тому же у всех монахов продолжительность этих стадий была разной в зависимости от их состояния и опыта. Поэтому искать ступени медитаций приходится по изменению признаков в самой ЭЭГ. Но одно дело, когда речь идет о поиске откликов на простые действия, скажем, открыл-закрыл глаза. В этом случае легко обнаружить перестройку частотных характеристик ЭЭГ, когда частые бета-волны сменяются более медленными альфа-колебаниями и т. д. Мы надеялись, что этапы медитации также будут различаться этими ритмическими рисунками или спектрами. Увы, в этом отношении ЭЭГ не очень-то менялась. Поэтому сейчас мы применяем новые методы компьютерного анализа сигналов, включая нейросетевые. После долгих поисков удалось нащупать три-четыре типа сегментов ЭЭГ, отличающихся друг от друга по некоторым сложным признакам. Это может служить отражением искомых ступеней медитации. Пытаемся сопоставлять найденные сегменты у разных монахов: не похожи ли они один на другой, не появляются ли примерно в одно и то же время и т. д. К сожалению, в своих отчетах после медитации монахи практически не дают новых сведений, несмотря на искреннее желание помочь нам. Дело еще и в том, что тантрические медитации – дело тайное, о своих переживаниях монахи не могут никому рассказывать.– Вы разберетесь с этапами медитаций и что это вам даст? – В первую очередь нейрофизиологам интересно, как работает мозг во время медитаций. Особые возможности открываются при изучении именно тантрических практик, так как в буддистском учении они подробно разработаны. В одном из монастырей мне подарили репринт книги классика тибетского буддизма Джо Цонкапы, написанной 600 лет назад. В ней приведены все этапы изучаемой нами медитации. Я вложил в нее массу закладок с комментариями. Перевести бы все это на язык состояний мозга. Объяснить себе и другим, как выглядят записи ЭЭГ на каждом этапе медитации. Сравнить с моей коллекцией записей ЭЭГ обычных людей в обыденных состояниях: сон, бодрствование, эмоциональное напряжение, творческий порыв… А также при общем наркозе, психиатрических расстройствах, действии таблеток.Можно предположить, что некоторые этапы тантрической медитации могут оказаться сродни уже известным нам состояниям вдохновения, творческой сосредоточенности, важным для нас, но трудно достижимым в обыденной жизни. И при необходимости, возможно, удастся «подтянуть» свою ЭЭГ под это состояние согласно инструкциям Джо Цонкапы. Звучит, понимаю, не очень серьезно, но смысл в этом все же есть.Еще один аспект научного изучения медитаций – путь к пониманию, что такое феномен сознания. Между прочим, в этом вопросе интересы нейрофизиологов в точности совпадают с устремлениями буддистских ученых. Сегодня мы, наверное, на 95% знаем анатомию мозга, но нам практически ничего неизвестно о сущности субъективного мира человека: как он творит, что такое интуиция и озарение. Теперь же вместе с буддистскими монахами, хранителями древних ментальных практик, мы получим шанс приблизиться к пониманию самой природы человека и пределов его возможностей.– Вернемся в нашу действительность: как коллеги относятся к вашим исследованиям? – Понятно, что изучение медитаций – мое хобби на протяжении многих лет. И если 20-30 лет назад научные изыскания физиологов в буддистских монастырях считались чуть ли не поповщиной, то в последние лет десять научное сообщество стало более лояльным к этой тематике. Во многом благодаря резко выросшему в обществе пониманию важности проблемы сознания во всех аспектах его исследования, в том числе медитативных практиках. Считаю, процесс идет нормально. Кстати, в начале 2000-х мои разработки интерфейсов «мозг-компьютер» также воспринимались как чудачество, у меня не было отечественной грантовой поддержки. Однако в прошлом году за десятилетний цикл трудов в этой области я удостоился Ломоносовской премии – высшей награды Московского университета.– Когда будет следующее интервью? – Вместе с коллегами из МГУ и группой Святослава Медведева из Санкт-Петербурга мы буквально сидим на чемоданах. Как только «позволит» ковид, тут же возьмем отпуск и отправимся в один из тантрических монастырей в Индии или Непале. Договоренности достигнуты на всех уровнях, есть и напутствие Далай-ламы. Для окончательных выводов необходимо увеличить количество записей ЭЭГ и продолжить их обработку. А подвести итоги для читателей «Поиска» смогу, надеюсь, в конце года.Юрий ДРИЗЕThe post Награда за чудачества. Как известный нейрофизиолог добивался признания коллег appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)