Saturday, 30 January, 10:01, poisknews.ru
Планету без облаков в наблюдаемой атмосфере открыли ученые Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики. Статья о ней опубликована в Astrophysical Journal Letters.Газовый гигант – один из известных «горячих Юпитеров», названный WASP-62b, впервые был обнаружен в 2012 году во время южного обзора в проекте «Широкоугольный поиск планет» (английское сокращение – WASP), однако атмосфера этой экзопланеты до сих пор не исследовалась, отмечает издание Phys.org. WASP-62b находится на расстоянии 575 световых лет от нас и составляет примерно половину массы Юпитера нашей Солнечной системы. Однако в отличие от нашего Юпитера, которому требуется почти 12 лет, чтобы облететь вокруг Солнца, WASP-62b совершает оборот вокруг своей звезды всего за четыре с половиной дня. Эта близость к звезде делает планету очень горячей, отсюда и название – «горячий Юпитер».Используя космический телескоп «Хаббл», аспирант астрофизического центра Мунацца Алам  регистрировала данные спектроскопических наблюдений за планетой, которые позволяют выявлять химические элементы в ее атмосфере по характерным линиям в спектре электромагнитного излучения. Алам изучала спектр WASP-62b, трижды пролетевшей мимо своей звезды, в видимом свете, что дает возможность обнаружить присутствие натрия и калия в атмосфере планеты. Хотя свидетельств наличия калия не было, присутствие натрия было поразительно очевидным, отмечает исследовательница. Она пояснила, что обычно облака или туман в атмосфере полностью заслоняют след натрия и астрономы в таком случае могут различить лишь небольшие намеки на его присутствие. Но четкие указания на натрий означают, что ученые имеют дело с чистой атмосферой.Безоблачные планеты чрезвычайно редки. По оценкам астрономов, чистую атмосферу должны иметь менее 7% экзопланет. Первая и до сих пор единственная известная экзопланета с прозрачной атмосферой была обнаружена в 2018 году. Это WASP-96b, «горячий Сатурн». По мнению астрономов, изучение экзопланет с безоблачной атмосферой может привести к лучшему пониманию того, как они образовались. С ожидаемым в конце этого года запуском космического телескопа «Джеймс Уэбб» ученые надеются получить новые возможности для изучения и лучшего понимания WASP-62b. Технические характеристики телескопа – более высокие по сравнению с «Хабблом» разрешение и точность – должны способствовать лучшему зондированию атмосферы для обнаружения большего количества элементов и среди них, например, кремния.Марина АСТВАЦАТУРЯНThe post Без облаков и туманов. Астрономы обнаружили первую юпитероподобную планету с прозрачной атмосферой appeared first on Поиск - новости науки и техники.