Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Человек адаптирующийся. Что возьмем с собой в послековидный мир?

Saturday, 23 January, 00:01, poisknews.ru
«Россия и мир после пандемии» – так назывался XII Гайдаровский форум, завершившийся недавно в Москве. Из-за эпидемиологической обстановки он прошел в смешанном формате: эксперты и спикеры участвовали в панельных дискуссиях на площадке центрального кампуса Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), множество других участников наблюдало за ходом обсуждений онлайн.– Опыт показал эффективность частично удаленного формата, что даже превзошло наши ожидания, – подчеркнул ректор РАНХиГС Владимир Мау. – С одной  стороны, он позволил расширить круг обсуждаемых тем и заметно увеличить число участников, которые в них заинтересованы, с другой, – активно пообщаться друг с другом  многим спикерам. В работе 118 тематических сессий приняли участие более 400 спикеров, в том числе федеральные министры, главы субъектов РФ, международные эксперты, ученые с мировым именем. К онлайн-трансляции, которая велась на сайте форума, зафиксированы более 100 тысяч подключений.Главные темы форума были связаны с перспективами экономического роста, глобальными институциональными преобразованиями, цифровой трансформацией, будущим ключевых отраслей, в том числе системы здравоохранения. Целый ряд мероприятий был посвящен основным трендам в образовании и развитии человеческого капитала. Участники обсудили влияние университетов на регионы, особенности подбора и обучения кадров для органов госуправления, будущее университетов, образование взрослых и многие другие вопросы.  Одной из отличительных особенностей этого форума стал акцент на благополучии человека как главном индикаторе будущего развития.poisk_20210122_p05.jpgУроки на завтра«Пандемия дестабилизировала весь университетский мир, для нас это было своего рода землетрясение, и оно имело последствия: вузы были вынуждены принимать новые формы», –признался Эммануэль Трик, вице-президент Университета Лазурного берега (Франция), один из модераторов экспертной дискуссии «Университеты после пандемии», в которой приняли участие руководители российских и французских вузов. На вопрос, что было для вас самым сложным, участники отвечали по-разному, но по некоторым пунктам мнения представителей обеих стран сошлись. Едва ли не все спикеры на первое место поставили сложность поддержания социальных связей, недостаток человеческого общения студентов и преподавателей.“Технически и технологически университет, в принципе, был готов к переменам, потому что еще в 2015 году Ученый совет принял решение о переходе на смешанное обучение, – рассказал ректор Университета ИТМО Владимир Васильев. – Но чего мы не ожидали, к чему не были готовы, так это к тому, как скажется на студентах, преподавателях, сотрудниках отсутствие университетской среды. Нам всем надо поработать с психологами, антропологами, социологами, чтобы найти инструменты, которые помогли бы компенсировать этот отрыв от атмосферы университета”.Президент РУДН Владимир Филиппов рассказал, что в его вузе учатся три группы студентов – москвичи, иногородние и иностранцы – и стало понятно, что каждая из этих групп требует особого внимания. Филиппов считает, что в будущем надо чаще обращаться к студентам с вопросами по поводу качества образования, целевым образом оказывать помощь тем, кто испытывает трудности. Также президент РУДН подчеркнул, что важно постоянное внимание к внеучебной или, как это называется в России, воспитательной работе с учащимися. И с теми, кто проживают в общежитии («в частности, надо дать им больше возможностей заниматься спортом»), и со студентами-москвичами, которые в кампусе не появляются («их мы вовлекаем в различного рода волонтерские проекты по оказанию помощи»). Еще один вывод: «студенты должны постоянно чувствовать пульс жизни университета, и задача ректората – проводить больше, чем раньше, мероприятий: конференций, семинаров, заседаний кафедр, в том числе и в режиме онлайн». Филиппов высказал уверенность, что практически все мероприятия после пандемии «будут насыщаться дистанционными участниками».И российские, и французские спикеры отмечали, что пандемия послужила катализатором трансформации цифровых технологий. За последние месяцы отношение к удаленному обучению и развитию цифровой среды в преподавательской среде заметно изменилось. «Мы в информационных технологиях за этот год продвинулись больше, чем за последние десять лет», – призналась Дельфин Мансо, декан Бизнес-школы NEOMA (Франция). По ее словам, пришло осознание того, что виртуальное образование очень разнообразно, имеет различные формы, стало понятно, что «в дистанте многое совпадает с реалом», то есть многие технологии могут быть перенесены.По словам ректора РАНХиГС Владимира Мау, уроки пандемии «очевидные и, наверное, одинаковые для всех»: необходимо развивать цифровую среду, университетские сети, уделять внимание повышению квалификации преподавателей.Ректор МИФИ Михаил Стриханов сконцентрировался на том, как сложно найти правильный баланс между дистанционным и очным образованием. Для гуманитарных специальностей он может смещаться в сторону онлайн-обучения, в технических же есть множество ограничений, не позволяющих все перевести в дистант: лабораторные работы, практические занятия, стажировка в высокотехнологичных компаниях у работодателей…  Стриханов считает, что изменения в образовательном процессе нужно рассматривать как некую часть общественного переустройства, которое будет происходить в ближайшие годы.«Степень виртуализации общества – очень серьезная и важная проблема, без должного баланса мы уйдем в виртуальный мир, который бесконечно далек и от наших основных принципов, и от здоровья, национального и глобального», – заявил ректор.Продлить рывокСоциальное и гуманитарное измерение человеческого потенциала; демография и активное долголетие; занятость и формирование навыков и компетенций; человек в эпоху технологических трансформаций; нейрокогнитивные механизмы социального поведения; природно-климатические детерминанты устойчивого развития; человеческий потенциал и безопасность в глобальном мире – по этим семи направлениям будет работать Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала, созданный в рамках нацпроекта «Наука». Его работу в формате консорциума четырех ведущих в этой области структур в рамках Гайдаровского форума анонсировали ректоры Ярослав Кузьминов (НИУ «Высшая школа экономики»), Владимир Мау, (Российская академия народного хозяйства и государственной службы), Анатолий Торкунов (Московский государственный институт международных отношений МИД России, МГИМО) и Дмитрий Функ, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая РАН. Все они подписали на форуме соответствующий меморандум.“Впервые нашим государством поддержан центр гуманитарных исследований мирового уровня, фиксирующихся на человеке и проблемах общественного развития, а не на физике или математике”,– прокомментировал это событие Кузьминов.По его словам, распространенное мнение о том, что мы сильно отстаем в области социальных наук, не соответствует действительности.“За последние 10-15 лет Россия сделала огромный шаг вперед в направлении социально-гуманитарных исследований, и об этом свидетельствует наша значимая представленность в мировых рейтингах”,– констатировал ректор «Вышки».Свой вклад в это продвижение внесли, по его словам, не только коллективы – участники консорциума, но и многие региональные университеты и научные центры. Переходный период от командно-распределительной экономической системы к рыночной позволил ученым накопить большой исследовательский опыт, обеспечив закономерный прорыв. Ученые четырех интегрированных организаций давно сотрудничают в разных направлениях деятельности, включая преподавание, проведение семинаров, конференций, и, как отметил Кузьминов, учатся друг у друга.Владимир Мау подчеркнул, что проект вырос из этого сотрудничества. Среди его целей не только поиск ответов на глобальные междисциплинарные вызовы в сфере антропологии, экономики, гуманитарных наук. Работа в формате центра будет вестись в рамках 28 проектов, приоритетных для всех участников, затрагивая и такие аспекты, как, например, энергетический или географический.“Считаю, что создание центра – прекрасный пример сетевого взаимодействия вузовской науки, – отметил Торкунов. – Наши университеты имеют давнюю и многовекторную историю международных связей. Сегодня их результатом стали более тысячи соглашений о сотрудничестве, обучение четырех с лишним тысяч иностранных студентов, 40 лабораторий. Он также сообщил, что вузами-партнерами ежегодно проводятся до 100 международных конференций, в том числе за рубежом. Преподаватели и эксперты работают во многих структурах, включая ООН. В проект предполагается привлечь более 200 иностранных ученых. Десятую часть от общего числа изысканий составляют зарубежные. Российские исследователи будут использовать в своей деятельности уже налаженные связи с 45 вузами разных стран мира”.“Проект должен иметь важное международное измерение с точки зрения мягкой силы и продвижения наших социально-гуманитарных наук”,– считает ректор МГИМО.По мнению Функа, для развития исследовательской сферы объединение академической и вузовской науки обязательно. Он напомнил, что антропологи изучают все, что связано с формами существования человека как биологического вида. Научные исследования ведутся во всех субъектах Федерации и в разных уголках мира, идет работа с большими данными. Сравнение огромных объемов информации позволяет объяснять крупные феномены человеческого поведения в различных ситуациях, как стабильных, так и стрессовых, и на это будет нацелена деятельность института в рамках консорциума.Мау напомнил о снижении экономического роста, которое сегодня отмечается во всем мире.“Это не российская проблема, она существует в разных странах (прежде всего развитых), и вокруг нее сейчас много спекуляций”,– подчеркнул ректор РАНХиГС.По его мнению, пора уйти от политизации этого вопроса и научно решать его на основе больших данных и междисциплинарного анализа.Инфраструктура нового научного центра мирового уровня (НЦМУ), в работу которого будут вовлечены ученые 47 регионов России, включит 14 крупных объектов, в том числе различные базы данных и шесть оцифрованных архивных и музейных коллекций. Наши исследователи получат новые возможности продвигать собственные наработки и сотрудничать в международных проектах. Зарубежным ученым будет доступен уникальный инструментарий уровня мегасайенс, принадлежащий отечественным университетам, но широко востребованный и за их пределами.Так, Кузьминов, в частности, привел в пример лонгитюдное обследование домохозяйств «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения», которое НИУ ВШЭ проводит с 1993 года. На основе массива получаемых в его рамках данных в мире ежегодно защищаются 3-4 диссертации.Образовательные возможности центра позволят к 2025 году обучить на его базе более 2,5 тысячи молодых исследователей. Это порядка 40 программ международного уровня для бакалавров, магистров, повышения квалификации, и, по словам Торкунова, большим подспорьем в этом направлении работы НЦМУ должны стать организации РАН и сетевые вузовские программы.“Хороший проект привлечет хорошие кадры”,– пообещал Мау.А Ярослав Кузьминов указал на значимый фактор дальнейшего прорыва в изучении человеческого потенциала: рост числа молодых людей, желающих заниматься социальными и гуманитарными науками.“Этим надо воспользоваться”,– резюмировал ректор «Вышки».Готовые ко всему?То, как изменится система образования в XXI веке и какие качества будут требоваться для достижения успеха, на одной из сессий обсудили министр просвещения РФ Сергей Кравцов и министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.“Несмотря на глобальные проблемы, очень важно сохранять нравственные принципы, – отметил Сергей Кравцов. – Сегодня востребованы доброта и толерантность, умение держать слово и способность не навредить природе и другим людям. Мы наконец-то поняли: важно, чтобы система образования давала не только знания, но и формировала качества, позволяющие миру сохраниться”.Одним из ключевых качеств успешного человека будущего, по мнению министра, станет умение адаптироваться вообще ко всему. И этому придется по-настоящему учиться, ведь по природе своей человек «не хочет рисковать, а хочет предсказуемости». Представителям подрастающего поколения надо будет менять парадигму поведенческой модели: учиться всегда быть готовыми к переменам, не бояться ошибаться и любить экспериментировать.“Школьники должны иметь возможность попробовать себя во всем, – согласился с коллегой Фальков. – Нужно предоставлять детям возможность рисковать в мысли и действии. Чем дальше ребенок растет, тем больше выбора у него должно быть. Он должен уметь реально оценивать ситуацию, понимать причины ее возникновения и принимать решения”.При этом оба министра не отрицают тот факт, что для воспитания нового поколения выдающихся ученых и предпринимателей учебный процесс, скорее всего, придется основательно перестраивать, начиная уже со школы. Она должна стать не просто базой для будущего поступления в вуз: именно в школьные годы ученику предстоит обрести мотивацию и решительность.“В университете студент уже просто обязан не бояться творить новое, – убежден министр науки и высшего образования. – Это касается всех видов деятельности. В наших планах со временем изменить абсолютно все и везде: списки дисциплин и компетенций, расписания занятий и т. д. Человека XXI века необходимо готовить к созданию новых рабочих мест и открытию собственного дела”.Не исключено, что в будущем изменятся и сами системы оценки и критериев отбора учащихся на всех этапах. Оглядываясь на опыт зарубежных коллег, главы министерств предположили, что такое вполне возможно. Когда – вопрос времени.“От того, что мы спрашиваем на выходе, зависит то, как выстроена образовательная программа и чему учат детей, – объяснил Кравцов. – Сегодня на Едином государственном экзамене уже проверяются не только знания, но и умения применять что-то на практике. Но аттестовать, например, критические навыки и знания, как действовать в нестандартной ситуации, сегодня мы пока не готовы”.Фальков отметил, что, тем не менее, изменения уже происходят. Например, в вузы приходят все более подготовленные абитуриенты, а средний возраст преподавателей снизился до 40-47 лет. Что же касается создания новой системы оценки знаний выпускников, то здесь, по его словам, пока вопросов больше, чем ответов, и в первую очередь из-за отсутствия четкого понимания, как и что проверять. К тому же сфера образования очень консервативна и на перемены идет неохотно.А Кравцов пообещал: рано или поздно мы создадим что-то совершенно новое, но резких движений быть не должно.Наталия Булгакова, Татьяна Возовикова, Татьяна ЧЕРНОВАThe post Человек адаптирующийся. Что возьмем с собой в послековидный мир? appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)