Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Array

Суббота, 21 Ноябрь, 00:11, alien3.livejournal.com
Друзья, прямо здесь и сейчас мы с вами стали свидетелями карго-культа в российской космонавтике, на примере Многофункционального лабораторного модуля - усовершенствованного «Наука» (МЛМ-У).
И это настоящая беда!

В августе этого года в Космическом центре им. М. В. Хруничева состоялась презентация МЛМ-У «Наука» журналистам и космическим блогерам, перед его отправкой на Байконур. На этой встрече руководство ЦиХа ввело в заблуждение всех журналистов словами, что на МЛМ-У стыковочный узел АПАС, причём уже международного стандарта IDSS и к МЛМ-У может стыковаться Crew Dragon! Эта ошибка перешла в статьи других журналистов и на сайт Роскосмоса. Буквально на этой неделе пресс-служба РККЭ решила показать, что знает о международном стандарте стыковки International Docking System Standard (IDSS) и в видео об испытаниях МЛМ-У расширило ошибку пресс-служб ЦиХа и Роскосмоса, сказав, что к МЛМ-У может пристыковаться и китайский корабль «Шэньчжоу».

Но это не так!

Действительно, международный стандарт International Docking System Standard был разработан на основе советско-российской андрогинной системы стыковки, созданной Владимиром Сыромятниковым в ­ОКБ-1 (сейчас РКК «Энергия» им. С. П. Королёва) для знаменитой стыковки на орбите вокруг Земли космических кораблей «Союз-19» (Леонов, Кубасов) и «Аполлон» (Стаффорд, Бранд, Слейтон), 45-летие которой отмечалось в этом году 15 июля. Сейчас международный стандарт стыковки активно используется в США и в Китае. Но он не используется в России. И похоже Роскосмосу и его организациям стыдно это озвучивать, раз они начали врать.

Роскосмос не пригласил меня на проводы МЛМ-У, иначе я поправил бы там руководство ЦиХа, и ошибка не ушла бы из стен сборочного цеха. Теперь же это волна будет идти дальше, так как некому поправить некомпетентность Роскосмоса и его организаций. Это первый российский крупный модуль, который в XXI веке должен полететь в космос и руководители организаций Роскосмоса и сотрудники официальным пресс-служб не могут грамотно рассказать о его конфигурации и назначении. А могли бы буклет для журналистов сделать со схемами, составом и подробной информацией.

Я понимаю причину ошибки. На герметичном адаптере ГА ФГБ-2, дублёра ФГБ-1 «Заря», стояла одна из редких модификаций АПАС, сделанная специально для стыковки с герметичным адаптером PMA-1 американского сегмента. Но когда ФГБ-2 по контракту между Роскосмосом и РККЭ стал МЛМ, то стыковочный узел был заменён на гибридный ССВП-М. Ниже мы поговорим об этом.

На замечательной модели Анатолия Зака видно, что на ГА стоит ССВП-М пассивный (StP конус), а на задней части, той, что будет стыковаться к нижнему узлу переходного отсека ПхО служебного модуля «Заря» активный (StA) ССВП-М (штырь).



На российском сегменте используется три типа стыковочных агрегатов. Между ФГБ и PMA-1 (установлен на американский модуль Node-1 "Unity") используется модификация АПАС.
Между модулями «Звезда» и «Заря» гибридный ССВП-М, такие же на надирном и зенитном стыковочных узлах шарообразного ПхО СМ «Звезда» эти же гибридные ССВП-М. Сзади служебного модуля «Звезда», на малых модулях СО1, МИМ-1 и МИМ-2, а также на ГА ФГБ, куда пристыкован МИМ-1 стоят обычные ССВП, к ним стыкуются грузовые и пилотируемые корабли «Союз» и «Прогресс».

ССВП - система стыковки внутреннего перехода (штырь (или шуп) - конус), была разработана в СССР для орбитальный станций, чтобы из пилотируемых кораблей «Союз» внутрь модулей станции можно было переходить через герметичный лаз, а не через открытый космос, как было при стыковке «Союза-4» и «Союза-5».



У меня был небольшой тест о ССВП с видео от Михаила Корниенко: https://alien3.livejournal.com/2486246.html.
Там можно на примере «Прогресса» посмотреть, как открывается переход между кораблём и станцией.


На фото грузовой корабль «Прогресс» идёт на стыковку с СО1 «Пирс». На модуле пассивный узел ССВП (конус), а на корабле активный (штырь).

Я не специалист по стыковке, но могу вам на пальцах рассказать основные моменты.
Учитывая, что на сегодняшний день существует множество систем стыковки (об актуальных можно прочитать в документе «Боинга» на NTRS - NASA Technical Reports Server), то важно понимать одно - состыковаться можно только, если у вас совпадающие по системе стыковочные узлы, один из них должен быть пассивным, другой активным.

Я выделю три главных части:

1. В случае автоматической стыковки у вас должны быть совместимы системы сближения. Например, у «Прогрессов» и «Союзов» это радиотехническая система «Курс». На кораблях стоит активная система, на стыковочных узлах пассивная. Например, вы не можете автоматически подойти на Crew Dragon к ССВП СО1 «Пирс», так как на американском корабле нет системы «Курс» и для сближения используется лазер.

Такой пример, в прошлом году, когда антропоморфный «робот» Фёдор подлетел к МКС, он не смог пристыковаться сразу, так как на соответствующем модуле кто-то выключил электропитание пассивной системы «Курс». Позже беспилотный «Союз МС-14» пристыковали к другому стыковочному узлу, где «Курс» работал.



2. Когда происходит сближение корабля со станцией, то штырь активного стыковочного механизма входит в конус пассивного, происходит так называемое мягкое зацепление. Это же касается и андрогинных стыковочных узлов - просто механизмы должны совпадать, то есть штырь - конус ССВП, или пассивная и активная части АПАС-75, или активная и пассивная части АПАС-95, или пассивная и активная части IDSS. Иначе никак!

Механизмы соединения должны совпадать. И здесь работает правило вагончиков деревянной железной дороги ИКЕИ, вы не можете соединить два вагончика двумя вариантами из-за полярности магнитов. Здесь тот же принцип, нельзя состыковать два Союза, так как у обоих сейчас активный СтА (штырь) и нельзя состыковать два корабля с активным АПАСом или IDSS.


АПАС-89

Есть нюанс - когда Владимир Сыромятников с коллегами создавали АПАС-75, была мечта сделать его действительно андрогинным, чтобы на все корабли и станции можно было ставить одинаковые стыковочные узлы и стыковка стала поистине универсальной. Это получилось, но всё равно для стыковки один АПАС должен был принимать активную роль, другой пассивную (но каждый из них это мог сделать).

А сейчас, когда создан International Docking System Standard произошло закрепление правила паровозиков ИКЕИ на уровне стандарта - вы должны предусмотреть пассивные и активные узлы на разных объектах, от полной универсальности отказались.
Например, на американском сегменте МКС на PMA-2 и PMA-3 стоят пассивные IDSS, а на кораблях Crew Dragon и Starliner активные.

3. Если у вас совпадает система сближения, совпадают механизмы стыковки (вид системы и активный-пассивный), дальше происходит жёсткая сцепка. Например, штырь ТГК «Прогресс» или активный механизм IDSS Crew Dragon с помощью электрического привода подтягивает корабль к станции, выравнивает его и жёстко соединяет стыковочные шпангоуты, на которых находятся защёлки с крюками, а также электрические и иные разъёмы. Защёлки крепко сцепляют между собой два объекта, а прижатая кольцевая резиновая прокладка создаёт герметичность стыка.


Активный стыковочный агрегат ТГК «Прогресс». На шпангоуте видны 8 защёлок и разъёмы.

Вернёмся к российскому сегменту МКС



Для соединения модулей между собой используется гибридный ССВП-М.
Он состоит из шпангоута АПАСа, на котором используются 12 защёлок, а не 8, как на ССВП, а механизм стыковки стоит от ССВП. Это нужно для более надёжного и прочного соединения модулей. Корабли летают приметно на полгода, а модули стыкуются (за редким исключением) до конца существования станции.

В общем на надирном (нижнем на ГА) стыковочным узле МЛМ-У «Наука» установлен гибридный стыковочный узел ССВП-М (конус). К нему прилетит специальный «Прогресс» с узловым модулем УМ вместо грузового отсека и пристыкуется с помощью активного ССВП-М. Снизу у УМ «Причал» (надирный стыковочный узел) обычный ССВП (конус) и туда будут дальше стыковаться транспортные корабли, например первым по предварительному плану будет «Союз МС-19».

У Анатолия Зака есть картинка, иллюстрирующая отличие ССВП и ССВП-М:


Слева активный ССВП (штырь) «Союза» (8 защёлок), а справа гибридный ПТК НП «Орёл/Федерация» (12 защёлок)

Дело в том, что ПТК НП при полётах на МКС будет стыковаться на боковые стыковочные узлы «Причала», где стоят пассивные конусы ССВП-М (в том числе для научно-энергетического модуля НЭМ). И это логично, потом, если ПТК НП будет летать дальше, вместо ССВП-М будет IDSS, что позволит стыковаться к новым международным станциям.

Я хочу сказать фанатам Роскосмоса, что гибридный ССВП-М не означает, что к нему могут стыковаться и корабли с ССВП-М и АПАС (IDSS), это означает только, что шпангоут (хомут) конструктивно одинаковый. Но разные стыковочные механизмы. Активное кольцо IDSS не состыкуется с конусом ССВП-М надирного (нижнего) узла МЛМ-У «Наука».

Ни Crew Dragon, ни «Шэньчжоу» не смогут состыковаться с ССВП-М «Науки» и тем более не смогут состыковаться с ССВП «Причала», да и с боковыми с ССВП-М тоже (а вот ПТК НП да).

Надеюсь, что теперь ситуация разъяснена, пресс-службы Роскосмоса, ЦиХа, РККЭ, а также журналисты множества изданий внесут правки в статьи и материалы, принесут извинения и напишут уточнения.

А «Шэньчжоу» может пристыковаться к PMA-2 и PMA-3, но только в ручном режиме, ведь системы автоматического сближения разные. Но, кстати, американские шаттлы всегда стыковались на «АПАСы» Мира и PMA в ручном режиме.


Шаттл стыкуется к «Миру» - видно работу стыковочного механизма!

Так откуда появилась вот эта цитата пресс-службы РККЭ?

«У (модуля) «Науки» универсальный стыковочный узел - усовершенствованная система, которая разрабатывалась ещё для полёта «Союз» - «Аполлон». Теперь АПАС - андрогинно-периферийное стыковочное устройство - международный стандарт. При необходимости к гермоадаптеру «Науки» может пристыковаться любой американский или даже китайский космический корабль», - говорится в видео, размещённом в YouTube-канале предприятия.

Это и есть проявление карго-культа в России XXI века, когда речь идёт о космической технике, созданной духами предков. Почти никого не осталось, кто работал над Многофункциональным лабораторным модулем «Наука», та же пресс-служба раза 3 полностью поменялась.

Для примера ролик о узловом модуле «Причал», который в следующем году пристыкуется к МЛМ-У.
Фактически уже никто из руководства, кто есть на этих кадрах, не работает в РКК «Энергия», всё забывается:



А для фанатов Роскосмоса обращу внимание, что даже АПАСы несовместимы, если это разные модификации. Американцам пришлось установить адаптеры IDA-2 и IDA-3 (International Docking Adapter), изготовленные совместно корпорацией «Боинг» (Boeing) и РКК «Энергия».

IDA-2 — адаптер-переходник, предназначенный для преобразования системы стыковки АПАС-95 на стыковочном узле герметичного адаптера PMA-2 (который использовался для стыковки шаттлов) в современный международный стандарт стыковки IDA. Переходник имеет снаружи стыковочные мишени, лазерные светоотражатели и другие связанные системы для автоматической или ручной стыковки, оснащён электрическими и информационными интерфейсами подключения к станции и позволяет переходить экипажу и переносить грузы.


Crew Dragon


International Docking System Standard



P.S. Конечно, придёт время и нам будут не нужны стыковочные узлы:



P.P.S. Если вам понравился этот материал, то поддержать мою работу по популяризации космонавтики и над книгой «Человек в космосе» можно на Патреоне https://www.patreon.com/spacedream. This entry was originally posted at https://alien3.dreamwidth.org/1695131.html. Please comment there using OpenID.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)