Создан белок, защищающий от летальных доз радиации

Friday, 30 October, 15:10, poisknews.ru
30.10.20Ученые НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы провели комплексный анализ нового белка PSH, обладающего мощными радиопротекторными свойствами. В рамках научного сотрудничества был проделан путь от конструирования гибридного белка, изучения его структуры и свойств до испытаний на животных, доказавших высокую эффективность PSH для защиты от радиации и свободных радикалов. Результаты данного исследования опубликованы в журнале Biochemical Engineering Journal.Новый гибридный белок PSH объединяет в себе два антиоксиданта натурального происхождения – человеческий пероксиредоксин и бактериальную супероксиддисмутазу. Эта молекула является мощным средством для борьбы со свободными радикалами разного типа, возникающими при окислительном стрессе. В перспективе PSH может применяться для лечения радиационных поражений, резаных и ожоговых ран, а также при трансплантации органов. Новый белок был сконструирован с помощью генно-инженерных технологий в Пущинском институте биофизики клетки. Для объяснения его уникальных радиопротекторных свойств специалисты НИЦ «Курчатовский институт» провели структурные исследования на специализированном источнике синхротронного излучения «КИСИ-Курчатов».Поскольку белок PSH является потенциальным фармакологическим средством, важно было определить его структуру в естественных физиологических условиях. Осуществить такое исследование удалось на синхротронной станции БиоМУР, предназначенной для работы с биологическими объектами,– рассказал сотрудник отдела структурной биологии Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Пётр Конарев.Belok-radioprotektor.pngУченый пояснил, что полученные данные позволили уточнить взаимное расположение активных центров индивидуальных белков, входящих в состав PSH.Мы удостоверились, что активные центры с одной стороны не мешают работе друг друга, а с другой – находятся в одной связке, что позволяет им эффективно воздействовать на вредоносные молекулы.– пояснила начальник отдела структурной биологии Курчатовского комплекса НБИКС-природоподобных технологий Валерия Самыгина.Она отметила, что по сравнению с другими известными ферментами- антиоксидантами спектр действия PSH шире.Теперь, зная структуру, мы можем предложить биологам варианты ее модификации для еще большего усиления радиопротекторных свойств,– добавила Валерия Самыгина.По данным доклинических исследований, новый белок PSH может защитить животных даже от летальных доз радиации, в отличие от большинства радиопротекторов химической природы, обладающих значительно меньшей эффективностью. В рамках дальнейшего научного сотрудничества на основе полученной структуры ученые планируют создать новые, более совершенные версии белка PHS. Они могут стать потенциальными лекарственными средствами защиты не только от радиации, но и использоваться при лечении легочных и сердечно-сосудистых заболеваний.В работе приняли участие специалисты НИЦ «Курчатовский институт», Пущинского института биофизики клетки, Института общей физики РАН и Московского областного научно-исследовательского института.Пресс-служба НИЦ «Курчатовский институт»The post Создан белок, защищающий от летальных доз радиации appeared first on Поиск - новости науки и техники.