Ковидные новости

Tuesday, 27 October, 05:10, shvarz.livejournal.com
По следам прошлых публикаций:
COVID-19 Diagnostics In Context

Регулярно обновляемый файл pdf от Гарварда с информацией о имеющихся тестах на коронавирус. Вкратце описаны основные принципы, но самое интересное - приведены ТТХ всех тестов утвержденных FDA. В позапрошлом посте мне верно указали, что многие тесты на антитела (в том числе очень распространенный тест от Abbott) детектируют антитела к белку нуклеокапсида NC, а не к содержащемуся в большинстве вакцин белку S, т.е. они должны давать отрицательный результат даже среди волонтеров получивших вакцину.

Нейропилин
Neuropilin-1 aka NRP1 aka Нейропилин-1 - рецептор на целом ряде клеток, улавливающий разные сигнальные молекулы вроде VEGF и SEMA3A, вызывающий (в зависимости от контекста) рост кровеносных сосудов, направление роста аксонов у нейронов, миграцию и выживание клеток. Сигнальные молекулы улавливаемые нейропилином имеют общее свойство - у них на одном конце присутствуют положительно-заряженные аминокислоты. Интересно, что такие же аминокислоты появляются на конце белка S, после того как его порежет фурин. Поэтому было предположено, что белок может с нейролипином связываться.

Neuropilin-1 facilitates SARS-CoV-2 cell entry and infectivity

В этой статье показывается, что связывание белка S с нейролипином помогает инфекции клеток SARS-2, а нейролипина очень много в нюхательном эпителии, что может объяснить активную репликацию вируса и потерю обоняния.

SARS-CoV-2 Spike protein co-opts VEGF-A/Neuropilin-1 receptor signaling to induce analgesia

Тут обнаруживают странный эффект белка S на нейролипин - его связывание блокирует связывание VEGF, что ведет к снижению болевых сигналов, как хронических так и острых, т.е. белок S действует как анальгетик. Эксперименты сделаны в культурах клеток и на крысах, и не с живым вирусом, а с очищенным белком S, так что остается непонятным насколько этот эффект реален при инфекции в человеке.

Use of adenovirus type-5 vectored vaccines: a cautionary tale

Не научная статья, а просто мнение от людей, которые в 2008 году проводили испытание STEP вакцины от ВИЧ, основанной на векторе Ad5 (который сейчас используется в китайской вакцине и в гамалеевской). Испытание это было остановлено досрочно, потому что стало понятно, что вакцина не эффективна. Когда стали копаться в цифрах (уже после закрытия), то обнаружилось что количество ВИЧ инфекций в одной из подгрупп волонтеров (необрезанные мужчины ранее переболевшие диким вирусом Ad5) получивших вакцину было выше чем среди получивших плацебо. Эффект был небольшим, всего раза в полтора и исчезал через полтора года. В механизме так до конца и не разобрались, но кое-какие данные указывали на то, что при вакцинация активировала клетки памяти на Ad5 вирус, в том числе и CD4 клетки которые заражает ВИЧ. Авторы говорят, что с коронавирусными вакцинами на этой платформе следует быть осторожным и следить, не увеличивают ли они вероятность ВИЧ инфекции. Это вряд ли получится обнаружить во время клинических испытаний, слишком невелики цифры и ожидаемый эффект, т.е. придется собирать данные уже после их введение в пользование.

Immunological considerations for SARS-CoV-2 human challenge studies

Статья от пропонентов экспериментального заражения коронавирусом для тестирования вакцин. Отмечу показавшееся интересным и что не обсуждали ранее: Произвести вирус для подобных испытаний в соовтествии с GMP стандартами довольно сложно, так что скорее всего будут использовать какой-то один, выбраный наугад. Ослабленный вирус использовать не хотят, потому что будет непонятно, насколько результаты с таким вирусом будут соответствовать дикому. Испытания надо будет проводит в специальных местах с высоким уровнем защиты для ученых и для другого персонала, а таких не много. Судя по подобным испытаниям с другими вирусами, разным людям нужна для заражения разная доза, поэтому надо разработать методы надежного инфицирования с как можно меньшей дозой (большая доза может вести к более серьезной болезни). Моделировать болезнь будет невозможно, разве что самые легкие симптомы. Эти испытания не заменят большие испытания 3 стадии, их роль - быстро отсеивать неэффективные вакцины на первой стадии или в контексте 3 стадии получать дополнительную информацию (например о том как долго длится защита). Эти испытания также могут дать полезную информацию об иммунном ответе на естественную инфекцию в отсутствие вакцины. Наконец, их можно будет использовать для тестирования лекарств на ранних стадиях инфекции.