Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Обзор экономического состояния Белоруси

Wednesday, 12 August, 11:08, d-kishkinev.livejournal.com
Статья unokai Александра Зотина (стар. научный сотрудник ВАВТ - Всероссийская академия внешней торговли) еще мая 2019 г., но принципиально экономическая ситуация в Белоруси вероятно мало изменилась за год (ну или скорее всего из-за covid19 проседания нефтяных цен ситуация даже немного усугубилась).

Что мешает белорусской экономике и как она связана с субсидиями из Москвы.


Тезисно:
1) экономика Белоруси двухсекторальная, с преобладанием (~80%) госсектора и малым и несущественным сектором частной и преимущественно сервисной экономики
2) ни одно (по крайней мере, крупное) советское предприятие, часто с многотысячным штатом, не было закрыто. Госсектор существует в ситуации чрезвычайного протекционизма, ограничения иностранного капитала, доступа к госсубсидиям и дешевым госкредитам, госзакупки (т.е. искусственно поддерживаемый спрос на малоконкурентную за пределами страны продукцию)
3) быстрый рост в 1996-2009 гг. (7%+ в год - во многом это был восстановительный после шока 1991-96 гг.) с 2009 гг. сменился стагнацией последних 11 лет. Рост не устойчивый. За 1992-2020 гг. среднегодовые темпы роста довольно низки для развивающейся экономики (3,3%).
4) Госпредприятия стали убыточными. Занятость на них явно избыточная. У многих накоплены огромные для их масштабов долги (сотни миллионов $). Т.е. после снятия или существенного уменьшенея протекционистких мер эти предприятия минимум будут сильнейшим образом реструктуризованы (вероятны слияния и сокращения персонала), либо даже (некоторые) полностью обанкротятся
5) Рост зарплат в госсекторе многие годы проводится административными мерами. Последние 10 лет сильно отстает от роста производительности труда. Когда БР просила денег МВФ и те просили как-то решить вопрос, то БР отказалась, ведь на этом disparity во многом держится власть Луки
6) Цены в ритейле частично госрегулируются
7) Из-за правил Таможенного союза нефть при пересечении границы РФ-Беларусь не облагается экспортной пошлиной, что субсидирует энергетич и нефтеперерабатывающий сектор БР - > большая корреляция роста экономики БР с ценами на нефть при отстутствии собственной добычи нефтегаза. Плохо на рынке нефти - плохо и БР.
8) Но (для кого-то может быть главный пункт) - "К достижениям Лукашенко можно с некоторыми оговорками отнести сохранение высокого равенства населения, характерного для эпохи СССР. В постсоветских странах рыночные реформы начала 1990-х были болезненными и большинством населения воспринимались как несправедливые. При этом значительная часть населения проиграла от реформ. Белоруссия, как следует из исследований ЕБРР, – единственная страна на постсоветском пространстве, где благосостояние увеличилось у всех слоев населения – от самых богатых 20% до самых бедных 20%."

Вывод и перспективы:
Понятно, что такая экономика не адаптируется медленно, плавно и постоянно к внешним условиям, а напротив - ригидна и застыла в такой своей "жесткости", и поэтому предрасположена к переменам рывками. Любое существенное политическое изменение в "экосистеме", кстати даже не обязательно в самой БР, а к примеру в России (н-р, обнуление экспортной пошлины без существенной компенсации потерь БР), что может случиться в России даже без больших политических изменений в ней самой (просто надоест субсидировать БР или "самим уж очень надо"), "рывком" изменит ситуацию в БР (например, существенные реформы в госсекторе БР).
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)