Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Шартрская школа

Wednesday, 03 June, 08:06, ivanov-petrov.livejournal.com
Шмараков подарил нам Шартрскую школу. Можно читать.
(Простите, очень наскоро, некогда)

Что это? Монастырь в Шартре дал приют ряду крупных философов, вместе они составляют философскую школу: шартрцы. Это очень заметное явление в средневековой философии. И сразу интерес падает, верно? Что нам до дел тысячелетней давности, - там было много чего, ну вот и еще что-то такое, а мы тут своим заняты. Да, но…
Облик истинной платонической философии в Средние века. Историю платонизма не понять, не увидев один из самых чистых образцов: не пересказа, а проживания этой философии - в свое время. Сейчас эта философия, конечно, должна быть совсем другой. Но не видя, как она меняется – не понять источника.

Это если смотреть назад. Позади Шартра – Платон. А если вперед? Впереди у нее – Данте. Шартрская школа - это отголосок мистики, которая могла существовать в союзе с христианством. У Данте это будет сказано ясно, у шартрцев это надо увидеть. Что это за мистика?

Связь с Богиней Природы, почиталась как Прозерпина. Творящая богиня, возрождающая жизнь. Для этих платоников Прозерпина была исполнительной властью христианского космоса: та природная сила, что творит мир согласно божественным установлениям. Посвященный получал откровение о четырех царствах природы. Взаимодействие с элементарными существами. Им объясняли действие планет. Силы, действующие в подлунном мире. Оттуда – мир неподвижных звезд и тайна Я. Это было учение о природе с точки зрения Христа. Говорилось о последовательности управляющих миром планет, о «физике» - взаимодействии элементов. О природных духах – телесных и бестелесных. Там была целая классификация, ее интересно сопоставить с тем, что потом давал Парацельс. Это был курс натурфилософии, несколько похожий на «общее естествознание». Познакомившись с этими природными духами, человек обретал семь помощниц: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Тривиум и квадривиум, семь муз, союз семи наук. Это передавалось в традиции от Петра де Компостелла, как общение с богинями природы и музами-свободными искусствами. В Шартре о них очень живо рассказывали.

Шартрская школа – расцвет в 10-12 вв. Неоплатоники. Имена? Бернард Шартрский, его младший брат Тьерри, Гильберт Порретанский, Гильом из Конша, Бернард Сильвестр (=Турский) De mundi universitate. Арифметика, геометрия и астрономия. Гильберт Порретанский – восстановил учение о форме Аристотеля еще до переводов. Бернард Сильвестр: метафора гигантов античности, на плечах которых сидят современные карлики (метафору потом приписали другому…). Безусловный примат нравственности над ученостью («без этики нет философа». Тьерри – Тимей и комментарии к кн. Бытия. Иоанн Солсберийский (=Шартрский). Аделард Батский. Алан Лилльский (=аб Инсулис). Проводится мысль: древнее узрение сущностей греческого мира умерло, пришло время Аристотеля. Поэма «Битва семи искусств» Анри д’Андели.
Учение Шартра потом шло через Клюнийский орден и через Цистерцианский орден. В частности, благодаря действиям папы Григория VII. Учение Шартра потом пошло в университет Орлеана. Всю эту неоплатоническую мистику, Богиню природы, стихии, планеты и богинь свободных искусств Бруно Латини потом рассказал Данте: мы имеем Комедию.

Творения Шартрской школы можно рассматривать так: вот что говорили посвященные мистики в первые послехристианские столетия. Последний отголосок этого – в упражнениях, которые Алан Лилльский принес в Цистерцианский орден.

Можно видеть: привычный образ средневековой философии как этакой сухой логизированной дидактики по умозрительным вопросам – этот навязший мем ангелов на кончике иглы – совершенно неверен. Это было реальное духопознание, с широким интересом к явлениям природы, интересом классифицирующим и не чуждым опыту. Другое дело, что совершенно не похожим на то, что появилось в Новое время.

Общий смысл: проблема универсалий, природа мыслей человека. Наши мысли – это пустые модели, которые мы ваяем, или в них отображается суть предметов внешнего мира = божественные творения? Все возможные ответы были произнесены. Можно так: мир мыслей является общим достоянием человечества, один человек не может мыслить, лишь совокупное мышление возможно, именно поэтому результаты мыслей одного можно передать другому: потому что это одна и та же мысль в двух разных головах. Все головы наполнены одним мыслительным содержанием. Эта идея восстановилась в 70-х гг. ХХ в.: мышление социума, индивидуального мышления нет. Можно иначе: мышление делается собственными усилиями, это орган восприятия, предстающий перед мышлением мир можно назвать общим, но узрение у каждого своё. В этом смысле мы созерцаем не собственные поделки-модели, а нечто существующее. Но делается это индивидуальными усилиями, а не «мышлением общества».

Шартрская школа показывает начало сражения в новом мире человеческой интеллектуальности: куда пойдет человечество.

Мы и сейчас внутри этого сражения.

Тексты шартрцев написаны в совсем непривычной сейчас манере – тысячу лет назад и думали иначе, и предпочитаемый литературный стиль был иной. Это такой перенасыщенный аллегориями компот, который однако совершенно не пустая риторика. За каждой риторической фигурой – смысл, тем самым это код, на внешней стороне парад аллегорий, изнутри – очень содержательное изложение учения о природе мира.



tempFileForShare_20200601-080716

tempFileForShare_20200601-081104

tempFileForShare_20200601-094912

tempFileForShare_20200601-095110

tempFileForShare_20200601-100250

tempFileForShare_20200601-100609

tempFileForShare_20200601-101427

tempFileForShare_20200601-105406

tempFileForShare_20200601-105513

tempFileForShare_20200601-132324

tempFileForShare_20200601-133143

tempFileForShare_20200601-133354

tempFileForShare_20200601-133705

tempFileForShare_20200601-133806

tempFileForShare_20200601-163810

tempFileForShare_20200601-165146

tempFileForShare_20200601-165255

tempFileForShare_20200601-165402

tempFileForShare_20200601-165450

tempFileForShare_20200601-165532

tempFileForShare_20200601-165607

tempFileForShare_20200601-165638

tempFileForShare_20200601-165713

tempFileForShare_20200601-165752

tempFileForShare_20200601-165937
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)