Отобрать девять памятников для моей грядущей лекции о шедеврах египеского искусства - дело совсем непростое. Хотя бы потому, что исключительных произведений египетские мастера оставили очень много. А ещё хочется попытаться быть объективным, не уйдя только в свои любимые вещи...
Очень часто в археологических музеях посетителям мешает понять уровень исполнения великолепного памятника его сохранность. Они несутся дальше, к обещанным, растиражированным вещам, не оглядываясь по сторонам, не умея видеть за поврежденным - совершенное, а за осколками - целостное.
Например, в Египетском музее в Каире так почти всегда происходит с этой восхитительной скульптурной группой, изображающей царя Хоремхеба со своим небесным прототипом - богом Хором и его родителями - Осирисом и Исидой. Работа тончайшая, увы, изуродованная ранними христианами, которые приступом брали древние святыни Абидоса, откуда происходит это произведение.
А надо бы остановиться.
Кристаллический известняк, с прожилками, "дышащий" и словно наплолненный светом. Длинные пальцы бога Хора, лежащие, по-семейному, на плече царя точно так же, как рука самого земного владыки лежит на плече Осириса. Плоды мандрагоры, лепестки водяной лилии и цветки василька в широком царском ожерелье. Тонкие пряди роскошного парика, на которым высится грандиозная корона. И мерные ряды великолепно вырезанных иероглифов в надписях на постаменте, обращеннных к фигуре царя, что, несмотря на прошедшие века, по-прежнему обещают от имени богов несметные дары, силу и могущество. И смыслы, смыслы и еще раз смыслы...
Не скупитесь, подписываясь только на бесплатные лекции-подарки, подключайтесь к лекции 10 апреля. Будем вместе "читать" памятники египетского искусства!
https://www.domvoloshina.ru/events/devyat-shedevrov-i..
(с) текст, фото - Виктор Солкин, 2018
Комментарии (0)