Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

КОРОНАВИРУС И ГРИПП — ХРЕН VS. РЕДЬКА

Monday, 09 March, 22:03, botalex.livejournal.com
Часто сталкиваюсь с просьбами сравнить новый коронавирус с гриппом. Людям очень хочется знать, что опаснее. Здесь всё относительно, но можно выделить следующие отличия:

К настоящему времени новый коронавирус набрал 114 000 зарегистрированных случаев (Китай в последнее время перестал регистрировать бессимптомные случаи даже лабораторно подтвержденного SARS-CoV-2 (остальные страны пока регистрируют всё) и убил 4000 человек во всём мире. Что касается гриппа, то только в одних США (где статистика по гриппу анализируется довольно аккуратно) в текущем эпидсезоне (пик традиционно в январе-феврале) им заболело 32 000 000 человек, 310 000 из них потребовали госпитализации и 18 000 скончались (по данным CDC). Если вы экстраполируете американские данные на полуторомиллиардный Китай и тем более на всю планету, масштабы бедствия станут весьма осязаемыми. И смею напомнить, что речь идет о ежегодном сезонном гриппе, к которому обыватель давно привык, так что и на вакцинацию мало кого загонишь, не то что на самокарантин. Да, эпидемия COVID-19 пока ещё только захватывает мир и число заболевших до конца года может вырасти многократно, но обратимся и к другим эпидемиологическим характеристикам для сравнения.


© Sarah Grillo/Axios

Другой важной характеристикой инфекции является базовое репродуктивное число (R0) — среднее число вторичных заражений от первичного источника в популяции, которая не имеет иммунитета к возбудителю, то есть скольким людям заболевший человек передает свой вирус. Если R0 1, инфекция получает эпидемический потенциал. Для примера R0 гепатита С = 2, R0 ВИЧ-инфекции = 4, R0 свинки = 10, а R0 кори = 18. Важно понимать, что R0 может вырастать при большой плотности населения и зависит от характера социальных контактов и активности перемещения людей, поэтому отличается в столицах и деревнях. Также R0 может снижаться при эффективных мерах эпидемиологического контроля и при изменении свойств самого вируса вследствие мутаций и естественного отбора (так, во время пандемии SARS в 2002 году R0 было около 3, а уже через год упало до 0,3, и эпидемия ликвидировалась). По текущей оценке ВОЗ для COVID-19 этот показатель составляет R0 = 2–2,5. Для сравнения при обычном сезонном гриппе R0 = 1,3.

Большинство людей к сезонному гриппу так или иначе иммунны. После перенесенной среднетяжелой и тем более тяжелой формы гриппа человек формирует к нему стойкий и многолетний (практически пожизненный) Т-клеточный иммунитет, причем как к перенесенному штамму, так и ко всем близкородственным в рамках подтипа вируса. Потому в среднем ежегодно в той или иной форме сезонным гриппом переболевает только 8–10% населения планеты. В случае с SARS-CoV-2 у человечества такого преимущества нет, иммунной прослойки у нас не имеется, и по оценкам ряда специалистов COVID-19 может инфицировать до 60–70% людей — не за сезон, а вообще, то есть такова доля восприимчивой к нему популяции (сразу надо оговориться, что эти проценты — лишь прикидки). Печально ещё и то, что после перенесённой коронавирусной инфекции иммунитет, как правило, формируется не особо стойкий (В-клеточный), так что при лёгких формах заразиться тем же штаммом можно уже через несколько месяцев.

Почему же на практике сезонный грипп не менее заразен в плане скорости эпидемиологического роста?

Для ответа на последний вопрос надо сравнить инкубационный период и серийный интервал = время генерации для обоих возбудителей. Оба этих показателя намного ниже для гриппа, что и обеспечивает больший охват людей за одинаковый промежуток времени, несмотря на меньшее R0. Средний инкубационный период для COVID-19 = 6,5 дня (разброс = 2–14 дней), а для гриппа это всего 2 дня (разброс = 1–4 дня). Серийный интервал COVID-19 = 5–6 дней, а для сезонного грипп этот показатель = 3 дня. Ещё одно важное отличие заключается в том, что инфицированные гриппом начинают в норме активно заражать окружающих ещё в продроме (за сутки до появления первых симптомов), тогда как для COVID-19 это скорее исключение.

Для прогнозов тяжести и скорости роста той или иной эпидемии важно учесть и её распределение по возрастным группам. Похоже, что COVID-19 не вызывает выраженных клинических форм у детей, тогда как для гриппа дети до 5 лет — основная группа риска, хотя и здесь погибают в основном престарелые с серьезными сопутствующими заболеваниями. Важно учесть и то, что именно дети являются основными разносчиками гриппа в сообществах, что также способствует быстрому распространению этой инфекции, тогда как заболеваемость COVID-19 у лиц до 19 лет очень незначительная, и по данным Китая этот вирус передается детям от больных взрослых, а не наоборот.

Данные CDC по США:



А здесь пирамидами отображена тяжесть сезонных гриппов по последним 9 годам (серый = число заболевших, бордовый = число госпитализаций, желтый = число погибших):



По высоколетальным пандемиям гриппа прошлого можно обратиться вот к такой таблице:



В последние годы расчетная смертность сезонного гриппа по всему миру варьирует от 291 000 до 646 000 смертей в год.

Так что, как говорится, хрен редьки не слаще. Однако полагаю, что даже если новый коронавирус застолбится в человеческой популяции, то есть станет для нас эндемичной инфекцией (что совершенно необязательно), вряд ли общие человеческие потери от этой инфекции превысят гриппозные, хотя, конечно, предсказывать что-либо в случае с малоизученной новой инфекцией — дело неблагодарное.

При этом в начале эпидемии COVID-19 (то есть сейчас) человечество может серьёзно пострадать вследствие того, что:

  • пока не имеет даже тонюсенькой прослойки специфического иммунитета;

  • в структуре заболеваемости относительно высока (около 15%) доля тяжелых клинических форм с вирусной пневмонией, а 4–5% от всех зарегистрированных случаев (в основном это возрастные пациенты с тяжелыми сопутствующими заболеваниями) требуют реанимации;

  • быстро нарастающие вспышки способны вызывать коллапс местных систем здравоохранения, так что старики, которых вполне можно было бы спасти в условиях реанимации, просто не смогут туда попасть вследствие перегруженности больниц (см. мой предыдущий пост);

  • против SARS-CoV-2 не существует вакцины и высокоэффективных протоколов лечения;

  • подогреваемая СМИ избыточная паника парализует многие экономические секторы, а в итоге то же здравоохранение не дополучит необходимого финансирования.



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)