Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

РОМАН ДЛЯ МЛАДШЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ФОРМАТЕ ДЛЯ НАШЕГО

Среда, 01 Январь, 21:01, ksonin.livejournal.com
Роман Максима Сонина "Письма до полуночи" появился в электронном виде - на Litres.ru! Помните, что автору достаётся больше от продажи одного электронного экземпляра, чем от продажи бумажного!

Моё поколение - родителей (в том числе буквально) и учителей (тоже буквально) целевой аудитории романа - читает электронные книги, по-моему, больше, чем молодёжь, одно поколение младше. Может, потому, что мы больше раскинуты по свету, вдали от московских магазинов, а может, потому, что стали такими эффективными, что успеваем читать романы в перерыве между заседанием и кофе-брейком...

С этого романа началось моё знакомство с, оказывается, огромным и серьёзным миром литературы для young adult. "Юных взрослых"? Или по-русски привычнее звучит "старших школьников"? Или "старших школьников и младших студентов"? Оказывается, это огромный мир и уже лет двадцать-тридцать это чётко очерченный литературный сегмент. Не универсальный приключенческий или любовный роман, а нечто, что сделано специально для старшеклассников, и ими ценится выше и переваривается лучше, чем то, что наше поколение читало и переваривало в этом возрасте. Я с этим возрастом умею разговаривать только как учитель-родитель - и только на те темы, которые обсуждаются с учителями-родителями. То есть примерно на все, кроме самых важных. А Максим общается горизонтально - с читателями своего возраста или того, которого он только что был.

Но, мне кажется, нашему поколению тоже есть зачем читать - меня, профессора в университете, а в прошлом, временами, и школьного учителя (который, среди прочего, вёл уроки в классе, в котором учился автор), заинтересовало вот что. "Письма до полуночи" - роман про то, как трудно понять, что происходит совсем рядом с тобой. Особенно, когда дело касается школы и секса.

Сексуальные скандалы по линии "профессор-студентка", "учительница-ученик" и т.п. - часть, к сожалению, образовательной жизни. Как всякий университетский профессор/администратор, я провёл куда больше времени, обсуждая их, чем мне хотелось бы. И, уж конечно, провёл куда больше времени, чем хотелось бы, разбираясь с аналогичной историей в школе, которую закончил и в которой вёл уроки. Значительная часть самых ожесточенных споров на практике - что в университете, что в школе - это вопрос о том, кто несёт ответственность и какую. По моему опыту, редко кто утверждает, что это нормально, когда профессорка пристаёт к студенту - мнения обычно делятся, и очень ожесточенно, по поводу того, надо ли её за это выгонять с работы. Особенно если она - знаменитый учёный, прекрасный педагог или просто ценный член коллектива. Именно здесь начинается это всё "студент сам виноват", "куда смотрели родители", "он уже взрослый", "в его возрасте бабушка уже пускала под откос эшелоны" и т.п... Именно этот конфликт - "конечно, не надо так делать" vs. "ценный препод" - отнимает больше всего и времени.

Этот вопрос "увольнять или не увольнять", конечно, важен, но он очень прост! В таком вопросе я полностью понимаю обе стороны - они могут быть согласны по фактам, но при этом считать разные вещи относительно более или менее ценными. И те, и другие считают, что безопасность детей - это важно, и что хорошие преподаватели/учителя - это ценный ресурс. Но одни воспринимают безопасность детей как нечто суперважное, другие - как чуть менее важное и приходят к разным практическим рекомендациям. Одни говорят "увольнять", "передавать информацию в прокуратуру" и увольняют, и передают, а другие - "ограничиться выговором", "не надо выносить сор из избы", "будем за ней внимательно следить" и т.п.

Вот что мне кажется сложным, непонятным и непроясненным - это каким образом эти истории могут происходить незамеченными в течение многих лет. Не "незамеченными", а именно незамеченными. Кому-то кажется убедительным простейший ответ - "не замечали, потому что не хотели замечать". Нет, это совершенно не так. Я знаю, досконально, до малейших подробностей примеры людей, которые ставили безопасность детей, своих и подопечных, выше всего и, действительно, не видели домогательств или даже насилия прямо перед своими глазами. Им предъявляли доказательства, а они их не видели - ещё раз, при том, что никаких сомнений в искренности их мотивов у меня нет. Эти люди, не дрогнув, сообщили бы начальству, в прокуратуру, медиа, если бы о чём-то узнали, но, выходит, когда узнавали, не понимали, что узнали.

Читали про дело Ларри Наccара, знаменитого спортивного врача из Michigan State, лечившего олимпийских чемпионок и чемпионок мира по гимнастике? От него пострадали, в течение многих лет, сотни девочек, включая самых знаменитых чемпионок. Часть истории понятна - спорт больших достижений часто требует родителей, абсолютно зацикленных на одной конкретной цели. Что такие родители любой ценой добиваются, чтобы их ребёнка лечил самый знаменитый врач, понятно. Но Нассар лечил и сотни девочек, которые не ставили перед собой никаких спортивных сверхзадач! И среди родителей было немало тех, кто был совершенно правильно озабочен тем, что их девочка может быть подвергаться домогательствам - и которые, это вполне стандартно, присутствовали при осмотрах и всех процедурах. Присутствовали и не понимали, что "доктор" занимается именно тем, чего они своим присутствием пытаются не допустить. Это вот это же самое - "видеть" и не мочь видеть, "узнавать" и не узнавать.

Вот роман "Письма до полуночи", пытается ответить, частично на этот вопрос. Там главные героини, девочки, учатся в классе, в котором что-то происходит. И вот интересно, как они "видят" и не видят, "слышат" и не слышат. Не потому, что они какие-то плохие - наоборот, там обе основные девочки совершенно отличные (мне как-то больше "математическая" понятнее, но и вторая молодец). А потому что информация поступает в потоке жизни - первой и второй любви, давней и новой дружбы, музыки и моды, всего-всего. И вот интересно, как это всё постепенно проступает - нужны, действительно, какие-то экстраординарные события, чтобы факты, которые были давно известны, начали складываться в какую-то картину. И это намного интереснее, чем важные "административные" вопросы, которых в романе нет.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)