Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

* * *

Вторник, 05 Ноябрь, 12:11, ivanov-petrov.livejournal.com

В. звонит из санатория, загадывает загадку:
Представь, что ты в лодке посреди океана. В днище дыра, и лодка стремительно заполняется водой. А рядом кружат акулы. Что ты должен сделать?
Ответ:
Перестать представлять.
https://antimeridiem.livejournal.com/1056872.html


на дне Ирландского пролива
среди бутылок и коряг
врагу всё так же не сдаётся
Варяг
После битвы у Чемульпо "Варяг" был поднят японцами и ходил в их флоте под именем "Соя". В 1916м был выкуплен Россией и год ходил под Владивостоком. В феврале 1917 года ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами за неуплату долгов Российской Империей. В 1920 году перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. На месте затопления в 2006м установлена мемориальная доска а в 2007м и памятник.

https://amigofriend.livejournal.com/3464027.html


Ролевые игры в СССР очень даже процветали во второй половине 1920-х.
"Инсценировки", вот как тогда назывались ролевые игры, но иногда их называли и более определённо: "массовые театрализованные игры". Организация мероприятий проходила по профсоюзной линии, играть гнали вполне взрослых членов профсоюза. Никаким общественным движением и субкультурой игры тогда не стали, потому что возникли и сдохли как инструмент Агитпропа, оставив по себе малоблагодарную память. Тем не менее, игнорировать весь этот социалистический тимбилдинг было бы неправильно.
...поскольку "инсценировками" всегда назывались и собственно инсценировки художественной прозы (и поэзии), трудно заметить среди многочисленных "инсценировок" 1920-х сценарии и методические разработки городских ролевых игр.
Так что если лично вы пишете исследование по истории ролевых игр в России, то не проходите мимо коллективной монографии Методического сектора Общества Строителей Международного Красного стадиона, опубликованной под названием "Массовое действо" (Москва, 1929). Сто пятьдесят восемь страниц ценнейшей информации, подробно описана игра "Всемирный Октябрь": пролетарии всех стран знакомятся друг с другом, сплачиваются в интернационал, и если индейцы сумеют ловко проползти мимо бдительных наймитов капитала, то... Цифры не запомнила, но в отчёте речь шла то ли о ста, то ли о ста пятидесяти, то ли о трёхстах тысячах участников игры. Да, тысячах. Потому и не запомнила, что цифра какая-то несусветная, а индейцы, может быть, до сих пор ползут. Мне в этой книге понравилась рекомендация не вмешиваться в ход игры, если участники отклонились от сценария. Тешу себя надеждой, что индейцы сняли пару скальпов.
https://adzhaya.livejournal.com/906294.html


Литературные произведения поэтому могут быть классифицированы не по моральному признаку, а в соответствии с способностью героя к действию, которая может быть большей, меньшей или приблизительно равной нашей собственной. Итак:
1. Если герой превосходит людей и окружение по качеству, то он — божество и рассказ о нем представляет собой миф в обычном смысл слова, то есть повествование о боге. Такие повествования занимаю важное место в литературе, но, как правило, не включаются в современные литературные классификации.
2. Если герой превосходит людей и свое окружение по степени, это — типичный герой сказания. Поступки его чудесны, однако сам он изображается человеком. Герой этих сказаний переносится в мир, где действие обычных законов природы отчасти приостановлено... Здесь мы отходим от мифа в собственном смысле слова и вступаем в область легенды, сказки и их литературных вариантов и производных.
3. Если герой превосходит других людей по степени, но зависит от условий земного существования, то это — вождь. Он наделен властью, страстностью и силой выражения, намного превосходящими наш собственные, однако его поступки все же подлежат критике общества и подчиняются законам природы. Это герой высокого миметического модуса, прежде всего — герой эпоса и трагедии, именно тот тип героя, который в первую очередь имел в виду Аристотель.
4. Если герой не превосходит ни других людей, ни собственное окружение, то он является одним из нас: мы относимся к нему, как обычному человеку, и требуем от поэта соблюдать те законы правдоподобия, которые отвечают нашему собственном опыту, это — герой низкого миметического модуса, прежде всего — комедии и реалистической литературы. ...
5. Если герой ниже нас по силе и уму, так что у нас возникает чувство, что мы свысока наблюдаем зрелище его несвободы, поражения и абсурдности существования, то тогда герой принадлежит ироническому модусу. Это верно и в том случае, когда читатель понимает, что сам находится или мог бы находиться в таком же положении, о котором, однако, он способен судить с более независимой точки зрения.
https://amarinn.livejournal.com/1214331.html


Сейчас на Земле все уже слышали о нейронках. Некоторые - слышали о том, что разрабатывают нейроморфные процессоры - т.е. специализированные процессоры для нейронок. Рано или поздно эта технология разовьется до того, что результат действия нейроморфного процессора (кластера процессоров) будет неотличим от действия человека в очень многих областях - возможно, включая генерацию смыслов.
У этих штук - будь это просто продвинутые нейронки, потомки нынешних, или настоящие "цифровые личности" - будет очень большой козырь при заселении космоса.
...Инопланетяне молчат, потому что осознают, что контакт с ними вызовет скорее шок, чем радость. Это не Вавилон-5, это не Лексс, тут не потрахаешься с девушкой с Альфа Центавра. Даже с разумным осьминогом у нас было бы больше общего, чем с компактным механизмом, который выполняет функции разума.
https://kvisaz.livejournal.com/988983.html


Материнство – это работа. Ежедневная, без выходных. Если кто-то из мужиков думает, что «сидеть дома с ребёнком» - это что-то вроде отдыха, я ему искренне желаю в следующей жизни стать женщиной и родить. Желательно ещё и кормить грудью. Смотрю на свою жену и наглядно вижу, что за эти два года выходных дней у неё не было – только выходные часы. Она прекрасная мама, она делает всё, что может; но времени и сил на что-то другое, кроме ребёнка-уборки-готовки, у неё почти нет (хотя мы с тещёй стараемся по возможности помогать). И для меня она – герой, без шуток.
И в то же время я вижу другие примеры молодых мам, которые умудряются одной рукой нянчить ребёнка (а то и двух-трёх), другой рукой мешают суп, третьей рукой получают какое-то образование или берут подработку на дом, четвёртой – вяжут крючком, пятой ногой умудряются путешествовать по миру с годовалым малышом, а шестым щупальцем ещё и пишут обо всём этом в Фэйсбуке. Мамы-осьминоги. Так, по крайней мере, кажется со стороны.
Это, конечно, звучит, как будто я сравниваю. А сравнивать себя и своих близких с другими – последнее дело. Но ведь и у мужиков так же. Кто-то сходил на работу – и всё, устал, пришёл домой, телек-ютубчик посмотрел и спать, и больше ни на что энергии не хватает. Я и сам почти из этих, я однозадачный. А другие, опять-таки, умудряются и работать мощно, и каким-то хобби заниматься, и в спортзал ходить, и семье время уделять, и путешествовать, и опять-таки, шестой лапой писать об этом красочные посты.
Как крайний пример сверхмощного осьминога мне приходит на ум… Высоцкий. От него осталось больше семиста песен и стихов за 19 лет творчества; если поделить время на песни, то получается, что он в среднем писал три-четыре песни в месяц. И это не считая работы в театре и кино, репетиций, концертов, гастролей, нескольких жён и алкоголя, который ого-го как крадёт время. И кстати, мать его сыновей вспоминает, что он и за детским питанием охотно бегал, и пелёнки стирал... Ну ладно, такие люди - всё-таки аномалия.
Но всё же есть такое ощущение, что у одних людей - две человеческих руки, а у других - восемь щупалец. У одних мозг - на пару-тройку задач, а у других - активный восьмиядерный процессор, который позволяет им успевать и делать на порядок больше за единицу времени. И в чём корни этого (врождённое это или приобретённое, чем это вообще обусловлено) - совершенно не ясно. Я вот медленный, а жена моя - герой. Мы не осьминоги.
https://inkpoint.livejournal.com/722254.html


Долгое время ставил Справедливость превыше всего. Да и сейчас считаю её одной из величайших ценностей. Милосердие же, однако, и правда выше — ибо Справедливость заставляет стороны «разойтись при своих», препятствуя умножению зла. Милосердие же добавляет в мир чуточку добра.
...Выразить это словами довольно трудно, но если попытаться, можно сказать примерно следующее: плохие поступки калечат человека, лишают его иммунитета и защиты. Хорошие — наоборот. То есть, Справедливость не столько карает или вознаграждает непосредственно, сколько определённым образом влияет на некоторое своеобразное везение или невезение человека. Это именно то, что принять называть Кармой — только работает оно (в том числе) ещё и в этой жизни. Причём плохие поступки роляют много сильнее хороших — подобно тому, как подрыв иммунитета ощущается гораздо заметнее его дополнительного усиления.
Соответственно, наблюдая плохие поступки людей с (и так уже) плохой Кармой — или даже с хотя бы средненькой, как у большинства — я начинаю их искренне жалеть. Они словно бы раздеваются на морозном ветру, а затем вообще начинают сдирать с себя кожу. Да, можно выжить и после такого — причём своеобразное «наркотическое опьянение» или выключение болевой чувствительности, как у больных проказой, лишает подобных глупцов минимальной осторожности. Но суть дела от этого не меняется — их защита рушится. После чего воздаяние, обыкновенно, не заставляет себя долго ждать.
...подобное тянется к подобному — плохой человек, как бы он ни хотел общаться в основном с хорошими людьми, всё равно будет больше общаться с плохими. Что, естественно, рано или поздно ему аукнется — его обманут, предадут, ограбят или ещё что похуже. Однако именно механизм «ослабления кармической защиты у негодяев» я стал ощущать как-то особенно отчётливо. То есть, вот ведёт человек себя намеренно жестоко, нечестно, подло, лживо и т.д. — и буквально видно, как у него в будущем что-то важное рушится, рвётся, ломается и т.д.
https://nezrim.livejournal.com/88996.html


...Однако самое характерное в этой истории - глубокое и искреннее равнодушие большинства публики к судьбе протестующих. На них просто всем наплевать. И дело не в том, что народ якобы боится власти, как утверждает оппозиционные публицисты (в Екатеринбурге и в других местах народ отнюдь не боится драться с полицией, защищая свои скверы; в Саратове люди, желавшие линчевать убийцу-педофила, мгновенно организовались и были готовы буквально штурмовать полицейский участок). Дело в том, что в народе укоренилось представление: как бы ни была нехороша эта власть, эта оппозициия намного хуже.
В первой половине 2014 года, когда предводители российской оппозиции стали высказываться в поддержку киевского майдана и против присоединения Крыма к РФ, я констатировал, что эти люди совершили групповое политическое самоубийство. Нельзя даже сказать, что их все возненавидели. Их просто перестали замечать. Кажется, за истекшие пять лет власть совершилa все мыслимые подлости и глупости и перешлa к немыслимым. Кого-то сажают за твитты и комменты; кому-то подбрасывают наркотики; кто-то из министерства образования требует, чтобы учёные получали разрешения на встречи с зарубежными коллегами и писали отчёты об этих встречах; какой-то деятель, ранее выступавший за запрет изучения иностранных языков, призывает закрыть все театры - весь этот тяжёлый бред идёт от власти потоком на фоне миллиардных хищений чиновников и убийств солдат сослуживцами в ракетных войсках... но оппозицию все продолжают игнорировать, считая несуществующей. Политические трупы мертвы до такой степени, что не могут вывести на улицы и двадцати тысяч человек в ситуации, когда кто угодно другой на их месте вывел бы двадцать миллионов (например, после повышения пенсионного возраста). За этими оппозиционерами не пойдёт никто, никогда и ни при каких обстоятельствах. Потому что в глазах русских мазепианство отвратительнее любых злодеяний власти. И тому, кто этого не понимает, не следует приближаться к российской политике на пушечный выстрел.
https://bohemicus.livejournal.com/140055.html


Правозащитники, конечно, пытаются как-то привлечь внимание, размещают новости на своих сайтах, даже, помню, собирали конференцию после пыток иеговистов в Сургуте, но это остаётся не особо заметным. Да и правозащитников сейчас и самих гонят, хоть и не так жестоко, как «Свидетелей». ...
Преследование людей за их религиозные взгляды – это, конечно, позорище и демонстрация деградации правовой системы и правового сознания в России. Впрочем, глядя на то, что у нас творится в этой сфере в последние годы – с послушно штампующими приговоры судами, с фактической легализацией пытки как части следственной процедуры, с использованием провокаторов – тут уж скорее стоит спросить: «а где у нас не позорище?». И отдельная тема – ощущение безнадёжности, того, что ничего теперь с этим не поделать, так будет всегда. ...
- Ощущение безнадежности лично у меня связано с все большим закручиванием гаек со стороны буржуазии и все большим отступлением от социальных гарантий, остатки которых еще сохранялись как-то в 90-е, а сейчас и вовсе ничего этого нет, - сплошные нарушения ТК, неоплачиваемые больничные, отпуска и переработки, серые зарплаты, массовый уход бизнеса от налогов (то есть колоссальное воровство, за которое никого не сажают), мы возвращаемся в плане социальных прав в начало 20 века - еще и медицина перестала быть бесплатной. От того, что буржуазия чувствует себя на коне и против нее нет вообще никаких выступлений и забастовок, нет независимых профсоюзов, просто руки опускаются. И все больше расслоение общества. Вот где истинное позорище - наступление капитала по всем фронтам, ростовщическая банковская система, ипотечная кабала, ишаченье с юности на дядю, приспособленчество. У меня давно ощущение, что ты живешь в каком-то параллельном мире, - какие-то правозащитники, петиции на ченж.ру, несогласие исключительно с тем, что кого-то повинтили на митингах (причем опять же каких-то хипстеров да блогеров). Даже дискутировать нет желания на эту тему.
https://olnigami.livejournal.com/340675.html


Детей надо воспитывать без родителей. Со, скажем так, живорожденными это невозможно. А с пробирочными запросто. Пока детей рождают и воспитывают родители, атомизация уничтожит цивилизацию. И придется делать еще один подход к барьеру. Рождение и воспитание ребенка становится слишком дорогой опцией, чтобы отдельные 1-2 человека его тянули. Вполне естественно, что от этого они отказываются. И вот цивилизацию не надо уничтожать, она гибнет сама. Не в первый раз, кстати. smertnyy
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2218509.html?thread=140538893#t140538893


Вот придумывают сложнейшие модели теодицеи (Больдогов вариант ещё достаточно прост и логичен, бывает КУДА сложнее и кривее) -
- а ЗАЧЕМ?
Зачем это делать, если банальный дуализм справляется лучше и решает проблему теодицеи раз и навсегда? Самым простым образом: просто Бог НЕ всемогущ. Всеблаг - но не всемогущ. Дьявол - равносильная ему сила и ситуативно может победить, добившись локального триумфа зла. Но никогда всё равно не может победить до конца, потому что и Бог равносилен ему. Всё. Конец заседания, Бог полностью оправдан.
Зачем это всемогущество? Какой в нём смысл? Зачем оно? Неужели возможность верить в благого, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, антропно, постижимо благого Бога не стоит того? Ведь в дуалистической модели получается, что Бог действительно на нашей стороне, что он никогда не желал причинить людям зла, не "наказывает" их, не "попускает" зло. Просто - ну, так уж вышло, иногда он проигрывает. Но ведь он может победить, да и добрые люди ему в этом помогут (и заодно это резко повышает роль человека во вселенской драме). Разве эта уверенность в реальной, понятной нам доброте Бога не стоит его всемогущества? Разве такой - борющийся и страдающий вместе с людьми Бог - не ближе и не понятнее?
Это НЕ риторические вопросы. Мне и правда хотелось бы получить ответ. Дорогие иудаисты, мусульмане, канонические христиане и сочувствующие всем вышеперечисленным! Вот скажите, зачем вам нужно, чтоб Бог непременно был всемогущ?
- Есть довольно простая модель в рамках православной христианской догматики. Если кратко суммировать ход мысли то он таков:
Бог все-могущ, но не все-хотящ. Его всемогущество ограничивается самим Его существом и Его планами относительно человека, как существа, созданного по Его образу и подобию. Бог есть любовь. Его план относительно человека - соединить с собой, научить любить. Этого нельзя сделать насильно. Поэтому человеку дается свобода, весь наш мир это область свободы, из которой Бог добровольно устраняется настолько, насколько Его не просят вмешаться те, кому делегирована эта свобода - т.е. люди. ...
- Ну вот землетрясение или метель. Они злые? Нет. От них бедствия - да.
Бог не только Истина но и Путь и Жизнь т.е. протяжен во времени.
И у Толкина вполне рабочая картинка - Истина это План действия, а Путь и Жизь - воплощение этого Плана.
Ну а Мелькор - просто неудачливый прораб, который, не понимая общего плана, хочет сделать "как проще".
https://myrngwaur.livejournal.com/835461.html


"Дилетанты рассуждают о тактике, любители пытаются обратиться к вопросам стратегии, в то время как профессионалы говорят о логистике"
В этом разрезе очень интересен Кутузов, выигравший у великого тактика и неплохого стратега Наполеона чисто логистическими приемами.
Да и о том, что Великую Отечественную выиграл не столько Жуков, сколько Косыгин надо бы помнить.
- Насчет Косыгина не уверен, хотя в принципе конечно, "Магнитогорск победил Рур" и все такое. Все в одну канву ложится.
Интереснее то что вы взяли Кутузова, который применял эффектные логистические решения но в целом неординарными стратегическими талантами не блистал: и совершенно не упоминаете Суворова, который "тыловиком был - тыловиком и остался" однако при этом стал одним из величайших полководцев в мировой истории.
Даже при его ошибках, которые стали видны только со временем (например, совершенно не верил в развитие огнестрельного оружия и в возрастающую роль артиллерии, т е именно в то на чем "выскочил" Наполеон) он громил противников направо и налево: а ведь по большому счету, кроме личной отваги, харизмы и большому вниманию к выучке бойцов, у него было всего два приема: "суворовский переход" и "держи ноги в тепле", т е логистика и снабжение. ...
- Косыгин организовал эвакуацию заводов на Восток, это сложнейшая логистическая задача, а потом прекратил голод в Ленинграде.
Насчет Суворова - с этой точки зрения я на него не смотрел.
У него еще ведь "каждый солдат должен знать свой маневр" и "глазомер, быстрота, натиск" - маневренная война.
- Если Косыгин в данном случае один пример из общего ряда (пусть и выдающйся) - тогда да, согласен. "Не столько жуковы сколько косыгины".
https://keleg.livejournal.com/659868.html


Она - "сильная независимая женщина"
Только не надо пошлостей: у неё и семья и дети. Она просто - сильная независимая женщина. И очень строгих правил. Рядом с ней хочется встать по стойке смирно и проверить утайкой, правильно ли подшит подворотничок.
Она возглавляет большую и важную программу из восьми ключевых проектов одного федерального ведомства. Но и помимо работы и семьи ей есть чем заняться: например, в своем городке (откуда она каждый день приезжает на работу) она возглавляет церковный хор при местной лютеранской кирхе.
Её ранг слишком высок, чтобы я , "простой" Enterprise Architect, был представлен ей лично. Этй чести удостоился только лидер группы архитекторов. Тем не менее я иногда присутствую в свите, ей положенной.
Когда я впервые её увидел , случайно проходя мимо, ещё не зная её в лицо, я подумал: "Вот - женщина с лицом руководителя церковного хора! При ней даже помыслить об отступлении от жесткой дисциплины невозможно!"...
Большего бардака, чем в её проектах, я не видывал в жизни. Уже много раз я проклял день, в который подписался на менеджмент архитектуры в её ведомстве.
Как бы объяснить этим людям, что дисциплина - это не когда все стоят навытяжку и боятся выдохнуть, а когда каждый знает свою задачу, представляет как её выполнить и знает, что результат проверят со всей тщательностью?
Всего этого здесь нет. Одна видимость и строгий этикет.
https://daniel-grishin.livejournal.com/205439.html


Кратко: сейчас появилась возможность выстраивать социальные механизмы так, что большие массы людей по факту окажутся на положении заключенных, а то и зверей в вольере. Причем делать это в рутинном режиме, без чрезвычайщины. Будет считаться, что это полноценные и полноправные граждане. Люди будут оказываться в таком положении в результате длинной цепи шагов (своих собственных и социальной политики государства). Т.е. это сильно растянутая игра, где в результате проигрыша человек остается без каких-либо средств влияния на свою дальнейшую судьбу. Апатия, о которой тут недавно говорилось - тоже шаг в этой игре, чего люди пока не понимают.
Рассматривая это утверждение поверхностно, можно возразить, что люди и так сплошь и рядом не имеют этих средств. Но если не принимать в расчет людей, немощных физически или умственно неполноценных, это редко доходило до абсолюта в истории. В крайнем случае оставалась возможность физического бегства из социума. ...
Сейчас, впервые в истории, появляется возможность тотального полицейского надзора на всей поверхности Земли. При этом, несколько парадоксально, отпадает необходимость в крайностях и жестокостях тоталитаризма антиутопических страшилок. Просто правила социальных игр приобретут характер правил шахматной игры в компьютерной программе, без какой-либо возможности их нарушить, смахнуть фигуры с доски. Во всяком случае для низов. Думаю, что такая возможность станет основным признаком социального статуса и желанным призом.
В таких условиях "режим содержания" масс можно произвольно ужесточать и удешевлять. Это будет подаваться как объективная экономическая реальность. На первых этапах будут оправдания вроде "климатической катастрофы" как делается уже сейчас, а потом и в этом не будет нужды. Пределом будут только муки совести остальных, которые не масса. Думаю, что до газовых камер не дойдет, а вот гуманитарная массовая стерилизация уже маячит на горизонте. methodiacal
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2218509.html?thread=140540941#t140540941


По мне так всё почти ровно наоборот, сетевая глобализация синтезирует и выявляет сущностную идентичность "уникальности" и разнообразия людей, некогда казавшейся существующей, как раз из-за бессвязной атомарности. Понимать будет всё легче. А универсальную теорию и язык именно "искать" бессмысленно, нужно достигать универсальной восприимчивости и универсального ума, только тогда универсальный язык станет слышен. Он был и есть всегда. trita
https://ivanov-petrov.livejournal.com/2218509.html?thread=140547597#t140547597


Раскопали старейшее место выплавки меди - курган Юмуктепе (Турция). Это укрепленное поселение, укреплениям 7 тыс лет, т.е. видимо примерно в это время (в энеолите) началась война за металл. За технологию и продукт. Понятно для чего понадобились крепостные стены.
А всего люди жили в этом месте со времен неолита 9 тыс лет.
https://archaeologynewsnetwork.blogspot.com/2019/10/7000-year-old-fortification-wall.html?m=1&#sppfWmP27CbsvXU7.97 https://seann.livejournal.com/4245736.html


комплект из пяти органов чувств стал казаться явно недостаточным. И первым к нему добавился вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Крошечные известковые камешки, отолиты, перекатываются здесь в зависимости от наклона головы или ускорения и стимулируют волоски реснитчатых клеток. Они находятся в трех перпендикулярных полукружных каналах, позволяющих разделять движение по всем трем направлениям пространства.
Итого шесть (интуицию мы в расчет не берем). Но вспомним знакомое чувство жажды, голодного сосания под ложечкой или, наоборот, сытости — да или просто неодолимое желание сбегать в туалет. Такие переживания связаны с работой интероцепторов, регистрирующих сигналы изнутри человеческого тела: растяжение мочевого пузыря, осмотическое давление крови, отражающее количество жидкости в организме или содержание в ней глюкозы. Строго говоря, все эти «внутренние переживания» также следует считать полноценными чувствами, ведь у каждого из них есть свой собственный стимул, свои регистрирующие рецепторы, пути передачи и обработки сигнала — и каждое из них вызывает собственные реакции, физиологические и поведенческие.
В самом деле, если Аристотель сопоставлял чувства соответствующим органам, то сегодня мы можем проделать то же на уровне рецепторов и нервных клеток. Взять хотя бы кожу и осязание. Различные осязательные стимулы воспринимаются совершенно разными клетками, и их сигналы движутся по своим нейронным путям. Терморецепторы воспринимают температуру; ноцицепторы — боль, сопровождающуюся повреждением окружающих тканей. Механорецепторы реагируют на прикосновение и давление, причем расположенные под поверхностью кожи тельца Пачини отличаются от барорецепторов в стенках сосудов, регистрирующих давление крови.
В зависимости от подхода у человека можно найти разное количество чувств — но как бы то ни было намного больше пяти. В самом радикальном случае ориентируются на разные типы рецепторов, что позволяет выделить целых 33 чувства, и то если тысячи обонятельных рецепторов считать за один.
...Палочки обеспечивают ночное «черно-белое» зрение, колбочки — различение цветов, причем они могут использовать один из трех видов светочувствительных пигментов, а у некоторых людей — и четыре. Различаются терморецепторы холода (TRPM8) и жары (TRPV1), вкусовые рецепторы — так что, по мнению некоторых ученых-радикалов, корректно говорить о разных видах зрения, вкуса и температурной чувствительности как о разных чувствах.
...Некоторые чувства определенно существуют, но не связаны с работой конкретных чувствительных клеток. Например, чувство времени суток задается циклическими колебаниями гормонов и сказывается на жизнедеятельности всего организма. Еще запутаннее ситуация с чувством продолжительности времени, «метрономом» для которого выступают колебания активности одних нейронов коры головного мозга, а регистрируют их уже другие клетки.
...Наконец, целый ряд чувств у человека лишь предполагается — с разной степенью уверенности. Жаркие дискуссии разворачиваются вокруг наличия у людей вомероназального органа, который позволяет другим млекопитающим ощущать некоторые запахи, плохо доступные обычному обонянию, включая феромоны. Он действительно обнаруживается у некоторых эмбрионов, но у взрослых людей, по‑видимому, не сохраняется. Зато эхолокация — способность «видеть» окружающий мир по характеру отраженного звука — действительно не раз демонстрировалась, причем не только у слепых, но и у обычных людей после достаточной тренировки.
Еще более запутанной оказалась история с восприятием магнитных полей, магниторецепцией. Такую способность демонстрируют представители всех важнейших групп позвоночных, включая млекопитающих. К тому же в человеческой сетчатке имеется белок, теоретически позволяющий реагировать на направление силовых линий магнитного поля (криптохром). Существует вероятность, что эта возможность действительно используется.

...Несколько лет назад биохакер Габриель Лисина закапал себе в глаза «хлорин е6» (Ce6) — аналог хлорофилла, способный возбуждаться под действием ультрафиолетовых фотонов, — и временно, пока раствор не смылся, приобрел способности ночного видения (подробнее см. «ПМ» за октябрь 2016 года). Заполучить ее на постоянной основе можно будет благодаря искусственному бионическому глазному протезу Orion, который разрабатывается в Манчестерском университете.
...Сам Дэвид Иглмен заходит еще дальше и помимо «замещения» осваивает и «дополнение» чувств. Ведь на такой пояс (или любое подобное устройство) можно транслировать информацию не только с микрофонов, но и с любых датчиков вообще. Ученый активно экспериментирует с такими необычными переживаниями, настраивая систему так, чтобы ощущать силу беспроводного сигнала Wi-Fi или, например, «настроение города» — по соответствующим тегам, которые проставляют его жители в своих соцсетях в данный момент. Еще экстремальнее дополняет свои чувства британский художник Нил Харбиссон, прошедший через специальную операцию по установке в череп антенны.
От рождения неспособный различать цвета, благодаря антенне Харбиссон впервые смог их почувствовать (антенна превращала определенные оттенки в звуковые вибрации, передавая их на кости) — и принялся за апгрейды. В последней модели устройство позволяет художнику различать 360 цветов, включая часть ИК- и УФ-спектра, ощущать окружающие сети Wi-Fi и Bluetooth и даже идентифицировать определенных людей, установивших на свои смартфоны специальное приложение. По словам Харбиссона, благодаря своей «дополненной чувствительности» он наконец стал видеть цветные сны.
https://www.popmech.ru/science/510152-skolko-na-samom-dele-chuvstv-nado-cheloveku/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews#part4



https://amigofriend.livejournal.com/3464555.html


Рассказывают, что в некотором египетском монастыре жил-был молодой монах. Как водится, прочие монахи время от времени его шпыняли, дразнили и вообще курощали. Монастырь в этом смысле не так уж сильно отличается от армии.
Однако монах этот переносил насмешки, не моргнув и глазом, и никогда не подавал ни малейших признаков раздражения или обиды.
Настоятель, видя такое смирение в новоначальном иноке, немало дивился, и однажды позвал его к себе, чтобы поговорить по душам.
– Как ты стяжал такой внутренний покой, чтобы безропотно терпеть нападки братьев? – спросил настоятель.
Монах удивлённо посмотрел на него и ответил:
– Мне? Обижаться на этих? Да кто они такие?
Эту историю много веков назад включили в патерик – собрание поучительных рассказов о монашеской жизни. Мораль её достаточно проста – противоположности могут внешне выглядеть практически одинаково. Монах был настолько преисполнен гордыни, что со стороны она начала казаться смирением. Он попросту не считал остальных за людей, а потому и не принимал близко к сердцу то, что они говорят.
Недавно мне попалось рассуждение в схожем ключе. Равенство – говорил его автор – понятие элитарное, аристократическое. Люди всегда, даже сами того не замечая, соревнуются между собой. Любой их разговор, любое взаимодействие – поединок, где каждый стремится поставить себя хоть чуточку выше собеседника.
Настоящее равенство в общении возможно только для особого рода людей. Тех, кто настолько уверен в своём недосягаемом превосходстве над всеми прочими, что даже не считает нужным это как-то доказывать или демонстрировать. На народные массы (то есть на всех, кроме себя) он взирает с лёгким снисхождением.
И вот если встречаются двое таких уберменшей, в их общении не будет и следа конкуренции и попыток поставить себя выше – только то самое дружелюбное снисхождение с обеих сторон.
https://anairos.livejournal.com/119996.html



https://irin-v.livejournal.com/1954491.html https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10221503550036979&set=a.4239145655732&type=3&theater


Когнитивные аспекты проблемы сознание-тело
В данной статье будут приведены причины возникновения проблемы сознания-тела, которые обоснованы самими познавательными механизмами мозга. В статье показано, что разделение на субъект и объект обусловлено базовой когнитивной схемой, при помощи которой мы определяем объекты перед собой для оперирования ими, выраженной в грамматической структуре подлежащего и сказуемого. Этой же схемой обуславливается разделение онтологии на материальное и идеальное. Так же в статье показано, что объяснительный разрыв является следствием разной концептуальной и перцептивной аксиоматики тех когнитивных схем, при помощи которых познаем. В частности, показано, что модель перцептивных ментальных ощущений цвета несводима к «нейронам» из-за разности в аксиоматике их когнитивных схем.
...Заключение
Таким образом проблему сознание-тело можно объяснить с единых позиций когнитивной науки, но невозможно разрешить в силу описанных в статье ограничений когнитивных схем. Но это не говорит о том, что проблема остается. Это говорит о том, что она не требует решения.
В суждениях дуалистов о разделенности мира лежит одна фундаментальная ошибка – ошибка гипостазирования, только в данном случае дуалисты овеществляют не абстрактные сущности, а внутреннюю чувствительность. Причем не просто овеществляют, а выносят ее за пределы человеческой чувствительности в мир. То есть из феноменов создают ноумены. Эта общая ошибка и ведет к раздвоению мира как и раздвоению сущностей при обычном гипостазировании.
Другой трудностью для дуалистов является то, что реальность моделируется нашей когнитивной «машиной», а не считывается ей из реальности. Мы видим не мир как он есть, а только сгенерированное мозгом для себя модель, как утверждают современные нейрофизиологи. Например, в гипотезе «прогнозного кодирования» К. Фристон. Для этого модель обладает большой вариативностью в построении гипотез, чтобы иметь возможность «отгадать» вариант реальности. Это является серьезным доказательством объективного феноменализма и делает его приоритетным среди всех известных подходов к онтологии.
https://alexander-xom.livejournal.com/23138.html


Это не просто рандомный набор математических значков, а реальная модель роста растений Полетаева. Её нас заставляли учить на первом курсе биофака в рамках математического анализа - матанщики крайне гордились этой моделью (и ещё моделью Лотки-Вольтерры) - дескать, вот она ваша биология, смотрите и учитесь! Больше ничего биологического, кроме этих двух моделей, в этом курсе не было ¯\_(ツ)_/¯ . И к тому же современная ботаника уже довольно далеко ушла от модели Полетаева, но наших математиков было не остановить... Даже отдельный вопрос в экзаменационном билете про это был.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)