Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Символы бессмертия

Monday, 21 October, 13:10, victorsolkin.livejournal.com

В комментариях под новостью о находке гробов с мумиями жрецов и жриц XXII династии в Асасифе было много вопросов о декорировке гробов и её смыслах. В качестве примера я взял крохотный фрагмент стенки днища одного из гробов и быстро проанализировал, что на нём изображено. Это еще и к вопросу о том, можно ли понимать египетское искусство, только как совокупность эстетических признаков. Нет, нельзя.

Все элементы декорировки – из изобразительного ряда «Книги мёртвых» и ряда мифологических папирусов. При всей каноничности сюжетов, художники, расписывавшие гробы, часто решали их авторски, дополняя привычные сюжеты какими-то элементами или иначе интерпретируя сложившуюся композицию. Именно поэтому все элементы росписи гробов – неповторимы и уникальны. Изображение условно разделено мной на квадраты. По правилам египетского искусства в данном случае "рассказ" движется справа налево.

1. Мумия умершего стоит вертикально. На ней – маска с длинной бородкой «хебесут», ассоциирующейся с существами иного мира, на голове - ароматический конус и цветок водяной лилии, ассоциирующийся с бессмертием и возрождением. Мумия стоит на специальном холмике из очищенного песка, который своей формой повторяет один из иероглифов имени Маат – богини истины. Перед мумией- жертвенная подстава, на которой – круглый хлеб и, вновь, цветок водяной лилии. Вертикально, на специальный холмик, готовую мумию ставили, когда совершали обряд «Отверзания уст и очей», состоявший из 75 эпизодов и направленный на возвращение связей между забальзамированным телом и тонкими частями сущности человека, а также на возможность умершего осязать передвигаться, питаться, принимать жертвоприношения. За мумией стоит столб «джед» – символ незыблемости, постоянства, упроченного миропорядка. «Джед» – важнейший символ Осириса – владыки бессмертия, повелителя иного мира; в данной композиции он увенчан солнечной короной в знак того, что на шестом часу ночи Осирис и Солнце объединяются в единое Предвечное божество, источник жизни всего живого. Таким образом, посредством символов – «джеда» и солярной короны это божество держит мумию в руках, обнимая ее сзади в позе защиты. Под основанием «джеда» начинаются поднимающиеся плавно вверх склоны Дехенет – «Великой вершины Запада», самой высокой горы фиванского некрополя, ущелья близ которой были местом перехода и ной мир. На уступах скалы, которая сама часто воспринималась, как ипостась всесильной защитницы богини-матери, стоит гробница со входом, небольшим навершием-пирамидионом и нишей над входом, в которой обычно стояла статуя умершего с лицом, обращенным на восток – к восходу солнца. Перед мумией – богатый жертвенник с приношениями. Помимо пищи, на жертвеннике – священные символы: модель реликвария с головой Осириса – как символ бессмертия, страусиное перо, как символ посмертного оправдания и дыхания, тесло - как символ отверзнутых им уст и очей, четыре сосуда с натроном – природной смесью соды и соли, которая использовалась для бальзамирования и очистительных церемоний. В правом нижнем углу квадрата 1 – вновь «джед», увенчанный солнечным диском, котоырй выступает как главный в «пер ахет» - доме горизонта», как иногда символически называют гробницу. Над ним – гриф богини Нехбет и Мут, который выступает здесь как источник силы богини-матери. За ее крылом солнечный скипетр-плеть нехаха, в лапах – вертикальный иероглиф «божество», на котором круглый иероглиф «шеен» - бесконечность. Композицию, над жертвенником, завершает «имаху» - титул почтенного умершего преодолевшего смерть и ставшего вечно живым.

2. Поднимаются ввысь склоны Великой вершины Запада. В ней таится западный горизонт, в который заходит Солнце, чтобы уйти на ночь в мир иной, Дуат, бороться там с силами хаоса и, обновившись, вернуться на восточном горизонте утром неся бессмертие. Приходя в иной мир, Солнце несет бессмертие и свет душам ушедших, соединяется с Осирисом в Предвечное божество, чтобы поддержать существование вселенной. Солнце изображено наполовину зашедшим за склон горы, под диском – часть синего иероглифа ахет - «горизонт». Ба – тонкая сущность человека, одна из девяти его составляющих, изображена в виде птицы с человеческой головой. Ба сидит на знаке тигля, из которого текут капли золота. Знак золота здесь понимается, как символ нетленности сущности ушедшего. Подняв человеческие руки, Ба почитает заходящее солнце перед ним – вертикальная строка молитвы, у ног Ба – перо, как символ Запада – великого и благословенного  места перехода в иной мир, доступного лишь праведным благим душам. За спиной Ба – «Уджат» - священное Око бога Хора, символ возрождения и победы над смертью, а также символ великой жертвенности благодаря которой Хор дав убитому отцу Осирису проглотить свой собственный глаз, как самую дорогую возможную жертву, возродил отца к жизни. Под Оком Хора – звезда в круге – так выглядит название иного мира, Дуата, или «Места восхваления». Под фигурой Ба и тиглем – очищающие воды иного мира, который открывается в момент захода Солцна, проходящего сквозь великие «Ворота горизонта».

3. И вновь перед нами символ Осириса «джед», увенчанный солнечным диском, однако еще и дополненный снизу символом Исиды «тет». Вся композиция это – единение Предвечного божества с его материнским компонентом, но еще и намек на таинство трансформации сущности умершего, так как в сочетании «джед» и «тет» понимаются как «шетау» - тайна трансформации, усиленная здесь еще и присутствием солярной силы.

4. Сочетание страусиного пера, полукруглого хлебца, лент, свисающих вниз – это штандарт с символом «Именет» - Великим западом, переход в пространство которого дает бессмертие всем умершим. Как и Ра солнце, перешедшее в пространство Запада, а потому изображенное над ним, ушедшие обретут там вечную жизнь, попирая смерть и подчиняясь великому циклу существования всего живого.

Как-то так ) 

И это – крохотный фрагмент стенки днища одного гроба, кототорый весь богато расписан! А еще, встретив человека, с умным видом вещающего, что египетское искусство - это про смерть, вспомните это краткое описание, передайте от меня привет и дайте ему тумака. За глупость.

(c) текст - Виктор Солкин

Огромная благодарность за предоставленное чудесное фото Claudia Ali

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)