О крымской астрономии

Friday, 18 October, 19:10, don-beaver.livejournal.com
1. О нашей работе про спутники Сатурна написал сайт naked-science.ru

Что ж, без прессы научная популяризация невозможна, так что нельзя не приветствовать. Статья написано грамотно, разве что надо уточнить, что новые спутники Сатурна открыты не за два года: 57 внешних (> 10 млн км.) спутников Сатурна открываются, начиная с 2000 года. Отмечу, что внешними спутниками в значительно степени распоряжается Солнце, которое явно отдает предпочтение внешним спутникам. Если взять частицу, которая вращается вокруг Солнца по тривиальной кеплеровской орбите с небольшим эксцентриситетом, и посмотреть на неё из системы отсчета, которая вращается с тем же периодом и сидит на орбите с той же большой полуосью, но с нулевым эксцентриситетом, то мы увидим, что эта частица делает вокруг нас оборот в ОБРАТНОМ направлении с периодом в один год (на данной орбите, то есть в один оборот вокруг солнца). Небесные механики говорят - частица описывает эпицикл. В отличие от квазикруговой орбиты обычного обратного спутника, эпицикл сплюснут в соотношении 1:2. Но зато он совершенно не зависит от массы в центре эпицикла (где сейчас сидит легкий наблюдатель) и может иметь огромный размер орбиты - гораздо больше сферы Хилла, которая считается зоной спутниковых движений. В 1993 году я и начал изучение обратных спутников с изучения стабильности прямых и обратных спутников вокруг планеты. Оказалось, что прямые спутники достаточно стабильны лишь до середины сферы Хилла, после чего теряют значительную часть своей стабильности и перепутываются орбитами, в то время как обратные спутники имеют стабильные орбиты вплоть до границы сферы Хилла - и даже за ней есть узкая дорожка стабильных спутниковых орбит, которая плавно переходит в эллиптические эпициклические орбиты. И целью наших расчетов было - посмотреть, как распределяются орбиты захваченных тел в связи с такой дискриминацией (дестабилизацией) прямых орбит Солнцем. То что распределение оказалось неравномерным и близким к наблюдаемому - это бы неожиданный, но тем более приятный, результат.

2. Продолжим пропаганду крымской астрономии: комета Борисова сфотографирована 12 октября уже на "Хаббле", а 14 октября о ней появилась статья уже в Nature - по результатам наблюдений крупнейших наземных телескопов.

Диаметр ядра кометы - 1 км, что близко к типичной солнечной комете. Суммарный вывод авторов в Nature: если бы не орбита, межзвездная комета была бы неотличима от солнечных комет. Ну, посмотрим, впереди еще многие месяцы активных наблюдений. Кстати Siraj and Loeb
https://arxiv.org/abs/1904.07224 утверждают, что 1-м болид, который взорвался с силой в 100 тонн взрывчатки 8 января 2014 возле северного берега Гвинеи на высоте 19 км - тоже межзвездный гость, так как его скорость - 45 км/cек
https://cneos.jpl.nasa.gov/fireballs/ :
2014-01-08 17:05:34 1.3S 147.6E 18.7 км 44.8 км/сек -3.4 -43.5 -10.3 3.1e10 0.11 ктн

Вот она - панспермия! Так что, если гвинейские рыбаки будут вскоре вылавливать зеленых рыб с красными щупальцами и внимательными глазами, то удивляться не нужно.
Это означает, что исследование межзвездного вещества входит в новую активную фазу, которая будет включать как телескопический поиск крупных межзвездных тел, так и земные поиски межзвездной пыли и даже метеоритов. Спасибо крымскому астроному Борисову!