Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Одиссея царского художника

Tuesday, 24 September, 02:09, victorsolkin.livejournal.com

В реставрационные мастерские Национального музея египетской цивилизации в Фустате (музей открыт в 2017 году, важно не путать его с Великим музеем в Гизе) перевезена мумия знаменитого древнеегипетского художника Сеннеджема. Современник Сети I и Рамсеса II, он жил в 13 в. до н.э. в деревне «Место истины» (совр. Дейр эль-Медина), которая была создана в 16 в. до н.э. для строительства гробниц правителей в Долине царей и Долине цариц. При участии Сеннеджема, как одного из старших мастеров сообщества, была создана знаменитая гробница Сети I – одна из величайших усыпальниц Фив. 

Гробница Сеннеджема, также знаменитая превосходными росписями, была обнаружена в некрополе Дейр эль-Медины 2 февраля 1886 г. «Это место, где прежде жили рабочие фиванского некрополя, - писал нашедший гробницу Гастон Масперо – было позже захвачено коптами. К этому времени оно уже было просто хаотическими руинами. Раскопки Дроветти, Солта, Мимо, Сабатье, Уилкинсона, осуществленные без какой-либо научной систематичности, тем не менее, показали, что земля здесь буквально набита фрагментами статуй, стел, керамики, частями предметов всякого сорта и разорванными мумиями, валявшимися по сторонам от раскопов и погребальных шахт. Их большая часть была либо почти полностью уничтожена, либо сожжена. После веков разорения, древнего и совсем недавнего, эта печальная местность напоминала поле боя, покрытое телами, пронзенное отверстиями гробниц и фрагментами заупокойных сооружений, ставших руинами…
В своем нетерпении приблизиться к цели работ, люди Курны, не повредив двери гробницы, которая была заперта на засов, проломили притолоку и дверные опоры, нанеся существенный вред входу в гробницу. Когда археологи прибыли на место, им оставалось только засвидетельствовать следы разрушения, однако внутри их ждало удовлетворение: гробница была нетронута. Сводчатая погребальная камера, стены которой были возведены из кирпича, была богато покрыта полихромными росписями; её буквально набили саркофагами, мумиями, предметами заупокойного инвентаря и предметами мебели».

Гробницу расчищали в два этапа, в 1917-1924 и 1928-1930. В достаточно небольшом помещении нашли свой последний приют три поколения семьи мастеров и художников – всего около 20 тел. Здесь нашли самого Сеннеджема и его жену Ийнеферти, их сын Хонсу с его женой Тамакет, а также их внуки и внучки Парахотеп, Таашсен, Рамосе, Исида, Хатхор. Также в гробницу подзахоранивали тела бедные мастера некрополя в последующие эпохи, когда никого из потомков Сеннеджема не осталось в живых. Другие сыновья Сеннеджема – Хабехент и Бунахтеф имели собственные семейные гробницы по соседству.

Гробница Сеннеджема по праву считается одной из самых красивых в фиванском некрополе. Именно отсюда происходит ряд хрестоматийных росписей египетского искусства Нового царства , среди них – сцена бальзамирования Сеннеджема жрецом в маске Анубиса, получение художником и его женой даров от Нут, которая выступает здесь как богиня древа вечной жизни, работы на Полях Иалу и др. Сеннеджем и его ближайшие родственники были похоронены в великолепных, богато расписанных саркофагах. Большая часть погребального инвентаря из гробницы хранится в Египетском музее в Каире, часть – в Музее Метрополитен в США (в частности, там хранятся расписные гробы и маски супруги Сеннеджема, Ийнеферти, и их сына Хонсу. Мумии обоих хранятся в Каире). Отдельные памятники отсюда также удалось купить русскому египтологу В.С. Голенищеву и они хранятся в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

В Национальном музее египетской цивилизации в Фустате царскому художнику Сеннеджему и его семье будет отведена специальная часть экспозиции. Многие памятники из его гробницы и раньше выставлялись в Египетском музее на площади Тахрир, однако его прекрасно сохранившаяся мумия предстала перед глазами реставраторов и исследователей второй раз после открытия. На ее голове по-прежнему находилась богато расписанная погребальная маска, выполненная из слоев картонажа. Её доставали из гроба для временной экспозиции, приуроченной к столетию Египетского музея в Каире в 2002 году.

(с) текст- Виктор Солкин
(с) фото – MSA, AFP, Reuters, архив Виктора Солкина

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)