Другие новости от news2.ru

Включение гена помогло "разубедить" клетки превращаться в раковые

Monday, 19 August, 08:08, news2.ru
Исследователям удалось остановить развитие рака поджелудочной железы при помощи включения гена PTF1A. Результаты опубликованной в журнале Developmental Cell работы показали: если невзирая на онкогенные мутации заставить ген работать, то клетка не утратит дифференциации и останется нормальной. Кроме того, даже если клетка уже начала превращаться в раковую, то ее еще можно "разубедить" при помощи PTF1A.В ходе злокачественной трансформации клетки теряют свойства, характерные для того вида клеток из которого они произошли. Мутации перестраивают их работу так, что те тратят свои силы не на свои обычные занятия, а на деление. Это невозможно без вмешательства в работу генов-надсмотрщиков, которые как раз следят за тем чтобы клетка оставалась нормальной. PTF1A как раз один из таких генов, он отвечает за клетки поджелудочной и в опухолевых клетках он всегда выключен - даже если инициирующие мутации произошли не в нем.Натану Кра (Nathan M. Krah) и его коллегам из Университета Юты удалось показать, что стабильная работа этого гена перекрывает негативные эффекты от онкогенных мутаций и не позволяет клеткам утратить дифференцировку. Для этого они создали ГМ-мышей, в которых дополнительно встроили два гена с независимыми "включателями" - мутантный ген KRAS и PTF1A. Такая мышь растет как обычно, пока эти гены не включены при помощи веществ-активаторов. Выяснилось, что если разбудить оба гена и поддерживать PTF1A в активном состоянии, то клетка не утрачивает своих свойств вопреки онкогенному действию мутантного KRAS. Чтобы ужесточить условия, мышам вдобавок к онкогенным мутациям инициировали панкреатит - один из факторов риска для рака поджелудочной - но и он оказался бессилен против стабильной работы PTF1A.Авторы статьи предположили, что столь сильный противоопухолевой агент может быть эффективен не только для предотвращения, но и для возвращения трансформировавшихся клеток в нормальное состояние. Это предположение было проверено для начала на клеточных линиях, а затем и in vivo на мышах. Раковые клеточные линии отнеслись к активной экспрессии PTF1A по-разному: две линии это проигнорировали и продолжила размножаться, а остальные в ответ замедлили деление, то есть перестали вести себя как раковые. Сравнив "безразличные" и отвечающие на сигнал PTF1A клетки, исследователи выяснили, что хоть этот транскрипционный фактор и присутствует у первых, у него не получается включить подчиненные ему гены. Что же касается экспериментаin vivo, то мыши, жившие три недели с индуцированным панкреатитом и сломанным геном KRAS, успешно возвращали свои клетки в дифференцированное состояние, если на четвертую неделю им включали PTF1A. При подсчете дифференцированных клеток у таких мышей было видно, что пропорция таких клеток по сравнению с опухолевыми возрастала с десяти до семидесяти процентов от абсолютно здорового контроля. (https://nplus1.ru/news/20...)