Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога

Monday, 02 September, 11:09, poisknews.ru
2.09.19 Стартовал новый учебный год. Для многих родителей он обещает быть очень сложным. На носу – ОГЭ или ЕГЭ, ребенок – уже не ребенок, а тинэйджер. И резко перехотел учиться. Старые приемы, которые прекрасно работали раньше, уже не действуют. Как быть? «Поиск» обратился за советом к детскому психологу, консультанту по проблемам детско-родительских отношений Надежде Махмутовой.  Два самых ответственных школьных экзамена – ОГЭ и ЕГЭ – приходятся на подростковый возраст. В чем опасность такого сочетания с точки зрения психологии?  Опасность такого сочетания в том, что у детей в этом возрасте происходит «гормональный взрыв». Для некоторых подростков (особенно если наблюдаются проблемы в детско-родительских отношениях) родители перестают быть значимым авторитетом. На первое место выходит окружение. Подростки пытаются доказать «своим», что они крутые – поэтому успешность сдачи экзаменов ОГЭ и ЕГЭ во многом определяется средой, в которой подросток проводит время.   Соответственно, если друзья достаточно благополучны, и сдача ЕГЭ и ОГЭ стоит в приоритете у лидеров группы, то ребенок будет стремиться доказать, что он тоже «крут» и может сдать этот экзамен. Если же в компании круто пить и курить, а экзамены – это «пустая трата времени», даже репетиторы, как правило, мало что могут изменить.   ВНИМАНИЕ: в подростковом возрасте родители могут сохранять авторитет если:  -в семье благоприятный психологический климат;  -мнение ребенка учитывалось;  -строятся партнерские отношения с детьми.  Поэтому рекомендую об этом задуматься задолго до того, как ребенок достигнет подросткового возраста.  Что делать родителям, если ребенок внезапно отказывается учиться? Есть какие-то универсальные лайфхаки?  Первым делом нужно выяснить причину. В числе основных:  – ребенок просто не понимает для чего это надо;  В этом случае нужно объяснять на примерах. Цель – заинтересовать.  – проблемы с учителями или сверстниками;  Как правило, эту проблему решить сложнее всего, т.к. подросток отказывается от помощи. Не пытайтесь ходить к учителям за спиной у ребенка – нарветесь на скандал. Единственный вариант – внутренняя мотивация.  – семейное неблагополучие;  Тут без комментариев.  – плохая компания;  Вытянуть ребенка из плохой компании ОЧЕНЬ сложно. Поэтому рекомендую не допускать попадание его туда.   – гиперреактивность;  Поможет спорт, особенно плавание.  – зависимость от гаджетов.  Если не удается справиться самим – к психологу.  Ну и всегда рекомендую посмотреть – не слишком ли Вы нагрузили ребенка (куча кружков, подготовка к экзаменам,  домашние дела). Для подросткового возраста характерен очень быстрый физический рост, при этом огромная нагрузка на сердце. И порой такая апатия и отсутствие желания учиться – результат перегруза.   А теперь давайте разберем конкретные ситуации. Ребенок не учится, но при этом уверен, что у него все и так получится. Как донести до него, что так просто ничего не бывает?   Тут я не совсем согласна с формулировкой вопроса. Если, к примеру, ребенок мечтает стать художником – прекрасно рисует, а мама наседает на него с алгеброй – то бунт вполне обоснован.  И, к тому же, не рекомендую проецировать свою установку «без труда не вытащишь и рыбки из пруда» на ребенка – очень усложняет в дальнейшем жизнь.  Очень рекомендую ВСЕМ родителям с 14-15 лет отводить своих детей на профориентацию к хорошему психологу. Тогда и у Вас не будет излишних требований к знаниям по алгебре к ребенку гуманитарию, и у подростка начнется вырисовываться картинка его будущей жизни.  Что эффективнее в этой ситуации: метод кнута (отобрать телефон, лишить компьютера, не пустить на вечеринку) или метод пряника? Какие побочные эффекты могут быть у обоих методов? Кнут и пряник в этом возрасте практически не работают. Если же результат есть – он краткосрочный.  Более того, когда используете эти методы – отдавайте себе отчет это МАНИПУЛЯЦИЯ. Дети от нас очень быстро учатся и готовьтесь – скоро будут пробовать манипулировать в ответ.   Важнее формировать и развивать внутреннюю мотивацию. Это кропотливое и долгосрочное занятие – но оно того стоит. Условно можно выделить 2 типа внутренних мотивов:  – познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное»);  - социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).  Тут нужно отыскать крючок, который ВАЖЕН именно для ребенка.  Возьмем другую крайность: ребенок так боится экзаменов, что априори уверен, что он их никогда не сдаст. Как ему помочь?  Одно дело просто страх и небольшой мандраж, с которым ребенок может справиться. В этом случае рекомендую:  – здоровый сон в течение как минимум месяца до экзаменов;  – здоровое, сбалансированное ПИТАНИЕ;  -помочь в подготовке (при необходимости обеспечить репетиторство);  – поделитесь своими ритуалами, которые Вы использовали перед экзаменом (монетка в туфле или конспекты под подушкой);  – дыхательная гимнастика ( вдох на 10 счетов, задержка дыхание на 10 счетов, выдох на 10 счетов – повторить 5-7 раз);  – акцентировать внимание на сильных сторонах подростка, избегая при этом его промахи;  – поверьте в ребенка, покажите ему свою уверенность в нем;  – поддерживайте дома благоприятный психологический климат.   Другое дело панический страх – тут к психологу, работать самостоятельно достаточно сложно.      The post Подросток не хочет учиться, что делать: лайфхаки от психолога appeared first on Поиск - новости науки и техники.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)