Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Трудная проблема сомнения

Tuesday, 27 August, 13:08, ivanov-petrov.livejournal.com
Я ссылку не дам, но скажу - сколько помню, христиан среди биологов как-то меньше, чем среди иных специальностей. Видел я что-то такое по опросам американских ученых. Среди гуманитариев быть христианином легче, там в иной ситуации это даже и положено как-то. Среди естественников меньше. Среди математиков запросто, физиков и химиков тоже довольно много, не редкость. А биологам трудно.

Это отдельный интерес - почему так? Конечно, раз я опросов не помню, можно сказать, что это выдумка и "везде поровну". Но тут стоит поискать и проверить - мнится мне, всё примерно так. О чем-то очень очевидном это говорит. Смотрите, "математическое" мировоззрение ничуть не препятствует. Требования строгости и точности, стремление к логичности - это совершенно не препятствующие вещи. Точно определять термины? Быть строгим в рассуждениях? Да нет проблем. Экспериментальность? Физики в этом знают толк лучше всех, и им не препятствует. Напоминаю: речи нет, что все физики - верующие. Но - процент верующих среди них повыше, чем среди биологов. Я даже не могу вспомнить, кто еще более упертый, чудится, что биологи - это какой-то край. У них совсем трудно быть христианином.

И это не значит, что таких нет. Есть, и много. Одно дело - те ничтожные проценты, которые выявляются в опросах. Другое - живые люди, которые очень даже есть и их можно отыскать и поговорить. Если посмотреть, как именно им трудно, там примерно такая картина. Есть общие трудности - ну, если б их не было, то все были б верующие. Так что есть общие трудности, но есть особенные, которые достаются именно таким людям. В Библии есть история миротворения. Атеисту легко об этом не помнить - да мало ли что в фантастических книжках пишут. А вот христианину так себя вести никак невозможно - и он упирается в то, что сказано об истории Земли и происхождении живых форм. Опять же, какому-нибудь лингвисту или экономисту легко подумать: ну, просто биологи еще не доросли, там сложная наука и они запутались, на самом деле в глубине там всё так, как в Библии, но они еще не поняли этого. (Речь, конечно, о верующих лингвисте и экономисте). Но биолог так не может - как он обязан всерьез воспринимать богооткровенный текст, так он вынужден всерьез знать фактуру своей области. И, сколько я мог видеть, биологи-верующие огромные усилия тратят именно на это. Они стараются отыскать возможность примирить сказанное в Священном Писании - и то, что фактически известно об истории Земли и жизни на ней. Не получается. Никак.

Я могу вспомнить рассуждения в поле, которые ведутся без оглядки на далеких критиков, и осторожные рассуждения в печатных работах, иногда это напечатанные за свой счет брошюры, иногда - даже и монографии. Профессионалы пытаются это сделать самыми разными способами, и мне кажется, всё, что можно тут придумать - придумано. Пытались, конечно, дни творения понимать как эоны, пытались говорить, что описан собственно план эволюции, которая и есть дело божественного разума. Материальные события - просто осуществление плана. Эти и другие способы высказывались и применялись. Но это же естественная наука. Нельзя просто бросить идею и сказать "всё понятно". Надо посмотреть хотя бы косвенные свидетельства - что получается, если допустить. И всё разваливается. Ни история о днях творения, ни о последовательности сотворенных форм, ни история о потопе, ни представления о прошедших периодах времени - ничего не подтверждается. Удачными оказываются лишь игры в слова. Можно поиграть с понятиями, обозначая так и этак - на словах может сойтись. По фактам - нет. По крайней мере я не видел, чтобы кому-то удалось.

Один знакомый недавно сказал... Изумительно бездействие теологической мысли. Времени у них было вагон, и до сих пор даже основные схемы рассуждений не продуманы. Ну скажем - просто сразу, чтобы далеко не ходить. Поскольку с земной историей описанное в Священном Писании не бьется, стоило бы рассмотреть вопрос, что описанное происходило на другой планете. Как это согласуется, какие общие схемы рассуждений, возражений - хотелось бы иметь продуманной всю аргументацию на этот счет. Однако вроде бы никто и не вздохнул в эту сторону, и если думать - начинать самому и с нуля.

Поэтому интересно. В самом ли деле верно, что христиан среди биологов меньше, чем даже среди других естественнонаучных специальностей? Если это так - почему? Интересны прямо высказанные причины (в том числе - "биологи самые тупые"). Далее - тогда крайне интересны мнения верующих биологов. Уж если кто из них поверил - ему было труднее многих, не в нравственно-личном, а в мыслительном плане. Как ему удалось примирить противоречащие друг другу картины мира? Это очень интересный опыт. Ну и третье - собственно набор рассуждений, которыми в этом месте можно было бы пройти. Я, повторю, не видел - но мало ли чего я не видел.

Тут важна, конечно, честность. Некие туманные оговорки, обозначающие фигуру "это далеко от меня и вообще не моё дело" - конечно, возможны. Но если кто-то считает, что решил эту проблему - как? Тут ведь формулируется трудная проблема. Что написано в том тексте? О чем недвусмысленно свидетельствует природа? Или можно как-то так настроить разум, чтобы воспринимать разом две несогласованные истины как истины, а не как заблуждения?

Это ведь просто иной взгляд на старую проблему. В 1845 году Фогт сказал: ""Каждый естествоиспытатель, я думаю, при сколько-нибудь последовательном размышлении, придет к убеждению, что все способности, известные под названием душевной деятельности, являются лишь функциями мозгового вещества; или, выражаясь несколько грубее, мысли стоят примерно в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или урина к почкам. Предполагать же особую душу, пользующуюся мозгом, как инструментом, которым она может действовать как ей угодно, - затруднительно."

Сейчас этот взгляд просто не имеет конкурентов - вся нейросайнс выстроена на этом положении, все здание рассуждений об ИИ и создании объединенных систем человек-машина - стоит на этом убеждении. Как бы можно было высказать альтернативный взгляд? Наверное, можно попробовать так: мозг в интересующем смысле есть система связей; с рождения у нас связи изменяются в зависимости от наших мыслей и желаний - это называется "обучением" и другими терминами. Важно, что произвольная наша деятельность меняет структуру связей мозга. Тогда можно сказать: душа непрерывно создает мозг, и мы всю жизнь пользуемся не тем, что нам как-то "дано", а созданным нами инструментом - который мы учим, тренируем и делаем более пригодным для нашей деятельности, собственно, любое трудное обучение показывает, в какой мере это верно. Мозг создан душой - в том смысле, что используемая структура связей сделана этой штукой, душой, в предшествующие моменты времени. Собственно, довольно модная концепция "эволюции и отбора среди нейронов" говорит примерно это - неиспользуемые связи теряют ресурсы и гаснут, разрываются, используемые крепнут и обновляются.
Однако такой род рассуждений вроде бы нельзя повторить относительно мироздания. Там не получится даже и так.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)