Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

U-864 и её ртуть

Thursday, 04 July, 15:07, prokhozhyj.livejournal.com
 
      6 февраля 1945 года немецкая подводная лодка U-864 вышла из захваченного норвежского порта Бергена. Путь её лежал в союзную Японию, а на борту находился стратегический груз: чертежи военных изделий, включая реактивные самолёты, подписанные бумаги на их производство, и, главное, 67 тонн металлической ртути в 1857 32-килограммовых стальных флягах, необходимых для военной промышленности. По некоторым данным, там были ещё и две тонны оксида урана, но пока не вполне ясно, действительно ли это так. Но до Японии лодка не добралась. И вообще не ушла далеко: возле норвежского острова Федье у неё состоялась незапланированная встреча с британской подлодкой HMS 'Venturer', и, получив горячий привет чуть позади рубки, U-864 раскололась надвое и легла на дно на глубине 150 метров. Англичане записали на свой счёт первую в истории успешную атаку подводной лодкой подводной же лодки в подводном положении, а фляги с ртутью остались лежать на дне.


      Сегодня (попал-послушал) эту историю вспоминали на пресс-конференции REGNUM "Экология Арктики: угрозы и опасности". Вспоминали с подачи норвежских "зелёных". Ибо с тех пор, как в 2003 году обломки U-864 были найдены на дне моря норвежским KNM 'Tyr', вокруг неё, и, главное, вокруг ртути тянется достаточно ощутимый конфликт. Пока что металлические фляги удерживают ртуть, и имеющаяся утечка невелика. Но ключевое слово тут "пока что". Фляги не молодеют, а ежели что и если все эти тонны окажутся на свободе, то мало не покажется всему баренцевоморскому региону. Тем более что ртуть имеет пакостное свойство подниматься по пищевым цепям и накапливаться в организмах верхних трофических уровней, от китов до некоторых рыбоядных приматов. Что с лодкой надо что-то делать, не вызывает вопросов ни у кого. Но вот что? Поднимать? Сложно, дорого, и как раз фляги и побеспокоишь. Захоранивать на месте? Опять же воздействие на обломки, и кто сказал, что сквозь насыпь однажды не протечёт? На самом деле вечный вопрос, всегда возникающий при ликвидации подводных опасностей выбор. Помню, какие споры были в своё время вокруг "Комсомольца"... Правительство Норвегии склонно строить вокруг U-864 некий саркофаг на дне и захоранивать всё песком и щебнем. "Зелёные" категорически за подъём. Правительство склонно послать "зелёных" нафиг и не склонно делиться с ними информацией. Местные жители не склонны есть рыбу с ртутью и требуют действий... А тут ещё этот уран, который то ли есть, то ли нет.
      В итоге сейчас норвежские "зелёные" пытаются интернационализировать вопрос, в том числе намекают России, что всё происходит у неё под боком, а местные течения идут как раз к российским водам (и то, и то правда). Какое-то время назад они интересовались, не хочет ли Россия связаться с правительством Норвегии и попросить не строить саркофаг (а то и предложить помощь), но ответа не получили. И вот они напоминают о проблеме. В общем-то правы: взгляд со стороны бывает полезен. Вот об этом и говорили. И ещё о том, как политическое похолодание мешает решению таких вопросов.

      Я не берусь сказать, как будет правильно поступить с U-864. Но лучше бы с этим всё-таки разобрались. Пока ещё не пожар.

 
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)