Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Дочь неба

Tuesday, 09 April, 05:04, maksina.livejournal.com
Я хочу за этот месяц, остающийся до 9 мая вспомнить имена людей, которые отстояли нашу Родина.

Ведь когда уйдет наше поколение, может случиться так, что об этих людях вообще забудут.

Уже мы знаем далеко не о  всех.  Вот и о  Марии я раньше не знала, хотя в ее называют одной из самых узнаваемы летчиц Великой Отечественной.

Мария Долина, Герой Советского Союза, гвардии капитан, заместитель командирa эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии.




Ее знаменитое фото в орденах на фоне самолета по-прежнему тиражируется на плакатах, в средствах массовой информации, публикуется в блогах и живых журналах. Таким было лицо армии-победительниц - гвардии капитан, заместитель командира эскадрильи 125-го гвардейского бомбардировочного авиационного Борисовского орденов Суворова и Кутузова полка имени Героя Советского Союза Марины Расковой 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии - выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 тонн бомб. В 6 воздушных боях летчица сбила в группе 3 истребителя противника.

Уже после окончания войны, 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагом, ей было присвоено звание Героя Советского Союза.

Маша родилась 18 декабря 1922 года в крестьянской семье в деревне Шаровка, ныне Полтавского района Омской области. Когда девочке исполнилось 10 лет, ее семья переехала на Украину, в село Михайловка Запорожской области. Отец Марии был инвалидом, лишился ноги во время Гражданской войны, и семья, в которой росло десять детей, постоянно находилась в тяжелом материальном положении. М. Долина вспоминала: «Я хорошо училась в школе, но закончить десятилетку не довелось. Семья очень нуждалась, пришлось оставить учебу и идти работать. А у нас в Михайловке как раз открылась планерная школа - филиал Мелитопольского аэроклуба. Меня туда зачислили. Закончила я ее с отличием».

Затем Мария поступила в Херсонскую авиационную школу. Чтобы экзаменационная комиссия приняла документы, Маше пришлось прибавить к своему возрасту 2 года (с тех пор в документах указывался 1920-й в качестве ее года рождения). После окончания школы в 1939 году молодая летчица некоторое время работала инструктором Днепропетровского и Николаевского аэроклубов Осоавиахима.

Началась война, и с июля 1941 года Маша, как очень многие ее ровесницы, ушла добровольцем в армию.  В 1942 году, окончив Энгельскую военную авиационную школу, Маша стала совершать боевые вылеты на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Первый ее вылет был совершен под Сталинградом.

Мария Долина вела воздушные бои в экипаже вместе со своей ровесницей штурманом Галиной Джунковской, тоже впоследствии удостоенной звания Героя Советского Союза. Они воевали в небе Северного Кавказа, Кубани и Курска, участвовали в освобождении Белоруссии и Прибалтики.



К концу войны совершила 72 успешных (зафиксированных фотосьёмкой) боевых вылета. Во время Белорусской наступательной операции участвовала в боях за Витебск, Оршу и Борисов. 26 июня 1944 года метким бомбовым ударом разрушила железнодорожное полотно на станции Орша, взорвала эшелон с боеприпасами. 28 июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению противника в деревне Зембин помогла советским войскам форсировать Березину и освободить город Борисов.



Об одном из самых памятных боев Мария Долина рассказывала так:
«2 июня 1943 г. мы получили приказ на выполнение очередного боевого задания. Облачность покрывала почти все небо. Это мешало наблюдению. Приближение к цели мы заметили по возрастающей силе зенитного огня. Наконец, перед нами - сплошная огненная завеса. Снаряды рвутся то впереди, то по сторонам. Маневрировать в плотном строю очень трудно, поэтому мы увеличили интервалы между самолетами и по сигналам штурмана и стрелка-радиста, непрерывно следящих за воздухом, сновали вверх-вниз, вправо-влево, сбивая наводку пристреливающихся зенитчиков противника. Снаряды рвались так близко, что самолет часто вздрагивал, а осколки горохом рассыпались по плоскостям...

Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью мотор стал давать перебои. Машину резко потянуло в сторону. Было ясно, что где-то перебита магистраль, подающая горючее к мотору. Ведомые Тоня и Маша Кириллова, заметив, что наш самолет подбит, тоже стали отставать, прикрывая нас.

Короткая команда - и бомбы сброшены. Облегченный самолет легким толчком подбрасывает кверху. Теперь вторая задача - сохранить экипаж и машину. Противник прежде всего старается разбить строй, ведь легче сбить одиночный самолет. А мы, прижавшись крыло к крылу, прикрываем друг друга огнем пулеметов. Стрелки-радисты и штурманы отбивают одну атаку за другой. Самолетов противника становится все больше. Теперь уже трудно сказать, сколько их, они как воронье. Горит на моем самолете мотор. Подбит самолет Тони Скобликовой, за ним тянется белая струя.

Но вот кончаются патроны, пулемет штурмана умолкает, я иду со снижением. Истребитель противника нагнал нас и подошел слева вплотную. Было отчетливо видно лицо летчика. Он поднял руку и сначала показал один, потом два пальца. Я не поняла фашиста. Только потом мне объяснили, что это был вопрос: «Как тебя сбить: за одну атаку или за две?». Тут же я почувствовала удар по самолету. Теперь горели оба мотора. Галя Джунковская, не раздумывая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. Противник был ошеломлён "новым огневым средством" и уже не решался больше к нам подходить вплотную. Ещё несколько выстрелов, и истребители противника отстали.

Под самолетом река Кубань. Это линия фронта. А самолет - словно факел, пламенем объяты оба мотора. Даю команду штурману и стрелку-радисту покинуть самолет. Ваня Соленов отвечает: «Тяни, командир, дотянем. А если погибать, то вместе!» Самолет быстро теряет высоту. Земля... Сели на фюзеляж. Но выйти со штурманом не можем, заклинило выходной люк. Выручает Ваня. Несмотря на ранение, он, собрав последние силы, выбивает люк. Едва мы успели отбежать на несколько шагов, как самолет взорвался, и столб пламени и дыма взметнулся к небу».

Трудное воздушное сражение 9 советских бомбардировщиков с 8 немецкими истребителями окончилось победой наших летчиц. Девушки выполнили боевое задание и сбили 4 истребителя, потеряв один самолет.

Марии повезло - вернувшись с войны, она прожила долгую жизнь, за возможность которой отдали жизнь сотни ее подруг и миллионы советских людей.

"Вспомним всех поименно..." Не только погибших, но и выживших в той страшной войне.


PS. В 1975 году М. Долина стала почетным членом знаменитого полка «Нормандия-Неман». Французские асы не забыли о том, какое впечатление произвели на них советские летчицы в годы Великой Отечественной войны. Генерал Леон Кюффе делился воспоминаниями: «Это было зимой 1944 г. Метель гуляла по аэродрому. И в такую погоду на аэродром, где находился наш полк, сел пикирующий бомбардировщик «Пе-2», так как соседний аэродром, где базировались бомбардировщики, совсем закрыла метель. Мы, французские летчики, с восторгом следили за смельчаком, отлично приземлившим свой самолет при такой плохой видимости, и поспешили к самолету, чтобы скорее познакомиться с летчиком. И как же мы были изумлены, узнав, что самолет пилотировали девушки! Нам, французским летчикам, впервые пришлось вести беседу на летные темы с представительницами прекрасного пола». Французские летчики сказали тогда девушкам: «Если бы мы могли собрать цветы всего мира и положить их к вашим ногам, то и этим мы не смогли бы выразить свое восхищение советскими летчицами».



Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)