Относительно планов и ориентиров предыдущего сезона:по основному направлению про улучшение контакта с самим собой я заметно не продвинулся (хотя как знать, может и продвинулся, но не всё сейчас заметно...). Понял, что раз идёт медленно, то первично - научиться также легко и с интересом, как получается читать и писать тексты - считывать (чувствовать) и писать (изменять) себя. например, переписать рост волос на голове. В первое моё лето на берегу Ладожского озера волосы ожили и было впечатление, что начали восстанавливаться. Два последующих сезона таких результатов на Ладоге получить не удалось - хотя тут не понятно, как определять - может без Ладоги потеря волос была бы существеннее. Есть , возможно, наследственный контекст: дед по маме был лысым уже при рождении мамы. В Ладоге пришла способность плавать с открытыми глазами, теперь интересно научиться плавать не по методике, а по ощущениям.по географическим, природным и обществоведческим исследованиям интересы удалось осуществить существенно (об этом ниже).про строительный опыт стало понятно, что уж если что-то (отношение и технологии) и перенимать, то у скандинавов (в северной Карелии, где Финляндия ближе чем Россия уже существенно заметны подходы и результаты, про которые можно сказать: "У нас так не умеют"). Кроме вдумчивого подхода есть там и местный материал: срубы строят из сухарника (финны называют 'Kelo'). Это сосна, которая естественным путём умерла и высохла стоя на корню. Я провёл один день на вырубках, сам пилой и топором не орудовал. Но ощущение, что вот был лес, а теперь тут его нет, на восприятие формулировки: "Дом? - конечно, из дерева - в нём дышится лучше и вообще это экологичный материал". Интерес к технологиям с минимальным использованием древесины (вроде вариантов самана) у меня заметно вырос, а бумажная книга теперь уже точно не лучший подарок. садовоогородный опыт в минувший сезон был минимальный. Немного на Псковщине и в Архангельской (зато северный и с отдаиванием пяти коз в день). Про картину мира:Пришло желание научиться перестать хотеть менять мир (а это трудно). Учусь менять себя. И это не про сдаться или согласиться. Открытие в том, что как бы странно не звучало, но изменения себя открывают пути в другие миры (или хотя бы заметно расширяют границы этого).В современном творчестве для детей и затем для взрослых задаётся система координат, где есть добро и зло, и где они друг с другом борются. И что это некая основа основ. Свой - чужой, наши - враги. А что если зла нет? А есть страх за себя и непонимание другого (чужого). И это система с обратной связью. Непонимание, незнание рождает страх, а страх ещё больше мешает понять другого, других и вообще текущую ситуацию. В современной массовой культуре такую альтернативную постановку вопроса и соответствующий сюжет я встречал только в анимационных фильмах у Миядзаки (но я очень слабо знаю современную культуру). Выписал списком то, почему я стал жить в сельской местности и то что мне было не видно из города. В деревне на себе испытываешь то, как среда обитания человека деградирует. Очевиднее становится, как я сам этому процессу способствую. Отсюда всё чаще встают вопросы: Где базовая ценность, а где надуманная? И пройдена ли уже точка невозврата из вероятного коллапса биосферы пригодной для человека? В сельской местности особенно заметно, насколько мягче становится зима. Уровень воды в Ладожском озере по моим наблюдениям растёт. Статья в Harvard Business Review (февраль 2019) "У нас осталось примерно 12 лет" - там, конечно, написано про то как большой бизнес начинает осторожнее вести себя с потреблением природы, но на фоне описанной же картины экологических изменений выглядят эти бизнес-меры мягко говоря запоздавшими (и как борьба с симптомами, а не с источниками изменений).Отсюда интерес продолжать движение в места, где больше природы и меньше людей, но людей более Homo sapiens, чем Homo systemus. В феврале в ВШЭ была школа с темой "Деколонизация воображения". Я не поехал, но теперь всё проще замечаю колониальные товары (чай, кофе, табак, какао, кола, бананы, ...) и колониальные образы мысли и поведения (насадить свою веру и технологию; видеть окружающий мир как ресурс, а не как сущности со своими правами: людей, животных, растения, водоёмы, камни, ...). С другой стороны, если искусственный интеллект получит неограниченный доступ к возобновляемым источникам энергии и средствам производства до событий (вроде больших экологических катастроф или войн), которые могут отбросить развитие технологий назад, то недоступных для него мест на Земле и в ближнем космосе уже не останется ("обмен веществ" и передача знаний у электронных систем и нейронных сетей быстрее чем в человеческом обществе, на полное освоение Земли может хватить, например, года). Тогда человечество вполне на себе сможет узнать отношение более интеллектуальной сущности к - менее. Вроде как мы сейчас относимся к муравьям, например. Специально и не уничтожаем, но когда нужно построить дорогу, то количество уничтоженных муравейников (в нашем случае - городов) никто не считает. Мозг человека последние 25 тыс. лет начал уменьшаться, и особенно заметно последние 10 тыс. лет (переход к земледелию).
В правой руке у С. Дробышевского череп Кроманьон 1, в левой - череп современного человека (фото с Антропогенез.ру).Эти сведения из короткого текста "Глупеем ли мы? О причинах уменьшения мозга" антрополога из МГУ Станислава Дробышевского совмещенные с данными о размере мозга китообразных (включая дельфиновых) и наличия у них культуры ещё только начинают порождать у меня вопросы и сомнения об общепринятых устоях современной цивилизации. Это какой-то огромный источник вопросов, к которому можно возвращаться и возвращаться.А вот вопрос о школах, я для себя закрыл практически полностью и вместо него открыл один большой вопрос, что и как я могу сам (и с совместно с другими) осваивать, чтобы толково отвечать на большинство детских вопросов (почему трава зелёная, а вода в море солёная; что такое глина, а что такое кариес; и почему слон называется "слон", а солнце - "солнце"). Место для учебы - вся окружающая среда, а самое неподходящее - школьный класс. Лучшие тексты о школе, что я встречал за минувшие года три написал Игорь Польский: про "откуда и для чего нынешняя школа была создана", о прошлом (первобытном) и будущем (которого может не быть) в школьной истории. Интересно освоить "чтение" неба - движение светил, знание звёзд.Межпоколенческое. Из смутных ощущений, что "историю собственных предков хорошо бы знать, но не понятно зачем" начинает вырисовываться логика и видение своего места в родовых деревьях (пока написал только одну историю про географию предков и одну про себя в контексте родственников). Смущает, правда, объём раскопок, который позволит узнать хоть что-то про пра-пра-родителей и пойти глубже, а от них обратно вверх по дереву к многоюродным нынешним родственникам. В 2018 года Павел Лукша (профессор из бизнес-школы "Сколково"и много кто ещё) прочитал лекцию "Наездники Сингулярности: как управлять в эпоху сложности, не привлекая внимания санитаров леса". Есть летняя версия на 2 часа (включая вопросы) и осенняя ("Какие развилки предстоит пройти человечеству, чтобы не было мучительно больно") ~75 минут. Павел рассказывает примерно то, что я бы мог рассказать при личной встрече, только кратко и со слайдами. Критическое сокращение био-разнообразия, вместо инженеров - садовники, экосистемы вместо машин, музыка как инструмент синхронизации общества у древних цивилизаций, футурошаманы ит.п.). Есть слайды от осенней версии.МестаМинувший сезон оказался в основном карельским и относительно северным (+ Архангельская область). Южнее Калужской области я не спускался. Летом стоял с палаткой на северном берегу Ладоги в Питкярантском районе (знакомившись с международным явлением 'Rainbow Gathering'). Очень теплое лето позволяло купаться в море-озере уже в конце июня. заезжал в деревню под Олонцом к Алёне Куликовой, практику и теоретику текстовых и событийных нарративов (поговорить про традиционную культуру и современную психологию на фоне горожан переезжающих в сельскую местность или не переезжающих, но работающих хоть над каким-то изменением своих состояний). по привычке, но уже слабо понятно зачем, повторял приозерский берег Ладоги с его стоянками и фестивалями. Экопоселенческий опыт в межсезонье закрепил в августе и сентябре в уже хорошо знакомом "Чистом небе". А в июне ещё были две недели в "Холомках" и несколько дней проездом в "поселенческом кластере "Дублиньково/Светлая земля". Это всё в Псковской области. В августе ещё заглянул на VII Фестиваль Экотехнологий в родовое поселение "Милёнки" в Калужской области. Октябрь вышел про "протопоселение" в Архангельской области, в Устьянском районе. Сейчас место живёт в формате двух хозяйства, принимающих выездные школы и семинары-погружения и связано с семьёй Кулясовых. Как результат этих и предыдущих опытов я "свёл" текст "Горожане на земле. Попытка классификации" для вестника союза экопоселений и экоинициатив России.Среди знакомых появилось уже пять семейств (4 из них с маленькими детьми) пробующих различные образы жизни с уменьшением Петербурга. Обмениваемся опытом. Зимой я прощупывал северо-западную Карелию. Окрестности города Костомукши и места, где записывался эпос "Калевала". Карелы как этнос (история, язык, культура, быт) дали заметное расширение кругозора. А знакомство с внутренней жизнью и устройством ООПТ мне обошлось в примерно два месяца офисной жизнедеятельности (правда, в замечательном коллективе) в "центральной усадьбе и визит-центре" заповедника "Костомукшский" и национального парка "Калевальский". Там я нашёл "другой глобус" - город в Российской Федерации, в котором есть удивительное сочетание лучшего советского с современным финским при минимуме раздолбайства. Увидел потенциал сотрудничества поселений с ООПТ. Оказывается, подобное взаимодействие может идти по уже сформулированному международному формату биосферного заповедника. ПотреблениеПосле деревень и поселений и привычки, что всегда что-то да своё есть, продуктовый ритейл стал восприниматься ещё тяжелее. Зато появилось (субъективно) лучшее ощущение того, какой фрукт-овощ ближе к настоящему, если выбирать из нескольких наименований. Переношу привычку знать в глаза производителей и продавцов продуктов на крупные производства и сети. Найти в сети фото и биографию директора молоко- или хлебозавода сейчас задача нехитрая.Растёт, хоть и медленно опыт употребления дикоросов (лишайники, гриб трутовик). Проращиваю пока только зеленую чечевицу. Уловил насколько недогружен челюстной аппарат (от этого явно есть дисбаланс в шейном отделе позвоночника) и увеличил количество сырой моркови, капусты и свёклы. Чем бы ещё загружать?Про свёклу - в план: освоить изготовление свекольного и овсяного квасов (пробовал на фестивале экотехнологий - хорошо)ПроизводствоВ минувший сезон получилась только одна лекция - "На траве" про "Опыт эко и не-эко поселений для жизни в городе"."Подати" на мои тексты и рассказы принесли за сезон 23 тыс. рублей, что в два раза больше чем в предыдущий сезон . Текстов/наблюдений про современность в сельской местности накопилось на книгу. Первую версию уже можно собирать из готовых постов + редакция/актуализация, форматирование, карты. Хочу выложить файлы (pdf, fb2, html, ...) в свободный доступ форматах на несколько площадок с указанием, что если кому понравилось и хочется отблагодарить/поддержать, то присылать поддержку в виде продуктов или электронных денег. Общество сейчас предлагает места для подобной работы (в Карелии запускается сеть арт-резиденций; есть варианты в Финляндии, например, Mustarinda Association, где art-residence рассматривают традиционно шире - это и writers, и researchers, принимают волонтёров и занимаются огородом). Если интересно помочь с редактурой, версткой, визуальной составляющей и распространением, буду рад сотрудничеству.Напрашивается история про организовать пару эко-техно-социо-станций-лабораторий на базе поселений-деревень при, скажем, НИУ ВШЭ и НИУ ИТМО. Про эко-технологии, устойчивое развитие и работу с "большими вопросами". Вижу, даже ключевой состав для таких станций: Дмитрий Ватолин, Антонина и Иван Кулясовы, Игорь Польский, Дмитрий Ольховой. Но вот ввязываться ли в организационную деятельностm? Тоже вопрос.Места и событияИюнь-июль: Ладога. Фестиваль "Открытие" (хотя по последним данным самого фестиваля не будет, есть надежда хотя бы на палаточный лагерь). Возможно, случится совмещенная с инфраструктурой фестиваля история про NerdCamp. Тут учиться и делиться открытиями. Карелию интересно продолжить. Уже осмотренный северо-запад углубить и пойти севернее к морю. Там есть: Беломорская биологическая станция Биологического факультета МГУ (интересен сам формат учебно-научной жизнедеятельности подобных центров) и частный турцентр "Полярный круг", ожививший умирающую деревню. На белом море берег с лиственницейПо пути в те края возможны: протопоселение на острове Кильпола и окрестности Сортавалы (туда теперь ходит "Ласточка").возможно, Кенозерье, как продолжение исследования ООПТ. Финляндия там постоянно маячит своими границами. Интересно:частная семейная научно-практическая группа в составе: Laetitia Beсker и Владимир Бологов (в России они занимались адаптацией к дикой природе волчат, оказавшихся без родителей)строительство энергоэффективных индивидуальных домов (по Костомукше увидел как приграничье сказывается на архитектуре, качестве и в, конечном итоге, извините, на энергетике места..)природосообразное сельское хозяйствоУловить как дух другого этноса сказывается на схожей природной территории.Коренные народы. Знакомство с карелами, сельским укладом на Кавказе, этнографическими источниками и людьми имевшими контакты с коренными народами разбудили интерес к этносам мало подвергшимся ускоренному развитию цивилизации. Про лекции и публикации этнографа Константина Логинова из Карельского научного центра РАН у меня есть такая заметка. Появилось ощущение, что у них есть что перенимать (про картину мира и практики природосообразной жизни), вопрос в том, у кого и где именно. Саамы, ненцы (книга "Священные нарты"), буряты и самоизолировавшиеся общности русских староверов (Алтай, Сибирь) - далеко и трудно. Хотя ближе и понятнее, чем племя Икуана в Венесуэле (см. про счастье и 'Continuum Concept') или коренной народ Байга в Индии.Территориально изолированные деревни. Это места проживания групп людей к которым обычных дорог нет. В советское время связь была налажена по воде или воздуху, а затем прервалась, но люди остались. Такие места подробно (как социолог) изучал Артемий Позаненко (есть научные и науч-поп тексты и видео), а как эколог в таких местах бывает Антонина Кулясова (деревня Сура в Коми) Семинары про "горожан в сельской местности" - поделиться наблюдениями. Могу рассказывать в Москве и Петербурге. Список уже состоявшихся семинаров есть в конце этого поста. Сам организовывать не хочу, поэтому приглашайте.Дельфины - про прямой контакт пока не понятно. Чуть-чуть понятно про посольство дельфинов. И понятно про важность принятия (просто внутри себя, а не на уровне международных организаций) их права на неприкосновенность жизни и среды обитания. Это про способность доминирующей группы признать, что и у других групп: рабов, крепостных крестьян, женщин есть право самим определять свою жизнь. Признания такого права за не человеком, ставит уйму новых вопросов о правах домашних и диких животных.С прошлого сезона остались:Грузия и Армения всё ещё не изучены. Наводок пока мало. В Армении есть высокогорное село русских молокан Фиолетово. Это интересно в плане исторического опыта жизни на земле. Тоже не очевидно, но интересно: экопоселения в Скандинавии и UK (Findhorn и Tinker's Bubble).
Комментарии (0)