Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Хлеба - голодным, или зеленая революция

Tuesday, 26 March, 06:03, maksina.livejournal.com
Не так много найдется учёных, столь радикально изменивших жизнь миллионов людей на Земле.


25 марта 1914 года родился Норман Эрнест БОРЛОУГ /Norman Ernest BORLAUG/ (1914), американский генетик и специалист по патологии растений, лауреат Нобелевской премии мира 1970 года за его вклад в решение продовольственной проблемы, особенно за осуществление «зеленой революции».



Зеленая революция — так принято называть последний переворот в сельском хозяйстве — не имеет конкретных временных рамок, но принято считать, что она тянулась с 1930-х до 1970-х годов. Она была сделана на личном энтузиазме людей, не оставивших после себя памятников, и на частные деньги. Она была по-настоящему интернациональной и довольно перманентной — мечта любого революционера. Это была самая мирная, плодотворная и потому незаметная революция на Земле.

Но откуда выросла ее необходимость?
В конце 1960-х, когда человечество впервые в истории росло на 2% в год — мальтузианский страх казался не апокалиптическим культом, а здравым смыслом. Женщины рожали по четверо детей, смертность, благодаря относительному затишью в смертоубийстве, изобретению антибиотиков и прогрессу медицины, снизилась, и человечество должно было удвоиться за следующие 50 лет. Любому было ясно, что никогда никто не сможет вырастить столько еды. Главным бестселлером начала 1970-х была книга «Пределы роста», в которой на основании сложных расчетов и компьютерного моделирования демонстрировалось, как человечество за несколько десятилетий растратит свои ресурсы. Серьезные ученые на полном серьезе предрекали неминуемый голод — не позже 1990-х годов. Предсказания эти довольно замечательным образом не сбылись.

За последние 50 лет население Земли действительно выросло вдвое, но есть мы стали только лучше: сейчас житель развивающегося мира потребляет на четверть больше калорий, чем тогда. В Мексике, Индии и Китае, на Филиппинах урожаи главных сельскохозяйственных культур — в первую очередь риса, пшеницы и кукурузы — выросли больше чем в пять раз, хотя площадь пахотных полей приросла только в полтора раза. Исследователи из Рокфеллеровского института посчитали недавно, что площадь пахотных земель в мире прошла свой максимум и в дальнейшем будет только падать; человечеству даже не потребуются новые поля. Фермеры XXI века снимают с одного гектара в три раза больше еды, чем их дедушки 50 лет назад.

Сельскохозяйственная революция довольно быстро привела к неожиданному результату: рост населения замедлился. Оказалось, что после того, как дети перестают умирать от голода, люди начинают заводить меньше детей У Зеленой революции не было начала и конца, но был, конечно, герой - сегодняшний юбиляр - Норман Борлоуг.
Потомок норвежцев, эмигрировавших в США в 1854 году. Он был старшим из четырёх детей в семье фермеров. С семи до восемнадцати лет он работал на семейной ферме возле городка Креско.



За свою жизнь он собственными глазами наблюдал несколько революций — от автомобиля до фейсбука, но одну сотворил своими руками.

В 1933 году Борлоуг поступил в университет Миннесоты. Во время учёбы приходилось подрабатывать. Например, в 1935 году он работал в Гражданском корпусе по охране окружающей среды. После получения степени бакалавра в 1935—1938 годах работал лесником в Массачусетсе и Айдахо. В 1937 году Борлоуг женился на Маргарет Г. Гибсон. Благодаря преподавателю университета Элвину Чарльзу Стакмену Борлоуг заинтересовался фитопатологией, и в 1942 году защитил диссертацию по грибковым заболеваниям льна.

Суть "Зелёноц революции" заключалась в выведении новых высокопродуктивных и закаленных сортов пшеницы (потом и риса), которые позволяли уже в первый год добиться удвоения ее урожая. Шесть латиноамериканских, восемь ближневосточных и две азиатские страны получили выгоду от применения программы Борлоуга. Но сам ученый считал «зеленую революцию» лишь временным успехом, позволяющим человечеству перевести дух, чтобы не думать об угрозе голода. Он однажды сказал:

«Одна из величайших угроз человечеству в наши дни исходит от всеобъемлющей и хорошо замаскированной бюрократии».




И увы, трудно с ним не согласиться

Основной источник
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)