Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Две рациональности: Homo sapiens2

Sunday, 17 March, 11:03, ivanov-petrov.livejournal.com
Я болею, ни тебе прочесть, ни ответить. Но чтоб не оставлять безутешных читателей, набил небольшой текст. На важную тему - вот все говорят: рациональность то, сё - а это вообще у людей один объект? Рациональность?

"Дело дошло до того, что жрецы были принуждены опубликовать декрет, по которому запрещалось верить, что у меня есть разум; в то же время был издан очень строгий приказ, относившийся одинаково ко всему населению без различия звания и положения, на основании которого все умные мои поступки должны были быть приписаны инстинкту"
Hercule Savinien Cyrano de Bergerac, "Иной свет, или Государства и империи Луны" (*), 1650. https://prokhozhyj.livejournal.com/2534352.html

Существуют две разных. Важно, что обе - рациональности. С логикой, с доказательствами, с обоснованными суждениями, со всем чем положено. Между собой слабо совместимы - а то и почти не. Это не типы мышления, не типы мировоззрения, - это разные рациональности, разные в идеале, не в реализации способы мыслить. Это не имеет отношения к субъективизму, влиянию чувств и другим привычным нарушениям строгой рациональности. То есть обе признают важность объективного, бесстрастного изучения, признают необходимость доказателького знания. По всем параметрам - рациональности, но между собой мало в чем согласны. (Рациональность в данном случае не буду отличать от мышления; это та часть внутреннего опыта, благодаря которой этот опыт теряет бессистемность и изолированность, в нем становится возможно выделить закономерности, мы находим в мире какие-то закономерности только благодаря рациональности. Ни одна другая способность закономерности в опыте выделить не способна).

Одна рациональность умеет работать с квалиа, имеет богатый набор средств для обеспечения понятийного мышления, построения понятий, работы с несводимыми качествами. Поскольку частым объектом мышления являются кваалиа, измерения призщнаются частным способом познания, который решает некоторые, но далеко не все проблемы. Значительно важнее - способы работы с квалиа, отличение произвольных и условных качеств от истинных, отображение способов взаимодействия квалиа. Редукционизм не является универсальной стратегией, поскольку многие объекты познания нередуцируемы.
Другая - не признает квалиа чем-то реальным, полагает суевериями и "идолами разума", опирается на идею построения всего из совершенно одинаковых бескачественных элементов, откуда и извлекается редукционизм - любые трудности можно разрешить, разбирая сложные блоки на нечто более простое и перекомпонуя наличные соединения простых элементов. Поскольку в мире ничего больше нет, кроме таких соединений простых одинаковых элементов, то программа редукционизма в принципе обречена на успех. Вместо работы с понятиями основной акцент делается на измерениях.

Прошлая стадия интеллектуальной глобализации, отмеченная международным латинским языком, вырабатывала в основном средства первой рациональности. Нынешняя стадия интеллектуальной глобализации отрабатывает средства второй.

Интересно соотношение рациональностей. Они относятся с одной и той же способности, к мышлению. К человеку стоят в одинаковом отношении, это именно способ производства рациональных суждений и решений, а не чего-то другого. Сейчас, кажется, мыслят дело так, что от одной следует отказаться совсем, забыть, что такая есть, и действовать лишь с помощью одной из них.

Кажется, H.sapiens2 появился не так давно, но бурно размножается.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)