Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

То, что сейчас изменяется

Wednesday, 20 February, 07:02, ivanov-petrov.livejournal.com
Разговоры об изменении человека идут обычно так: указывается на какое-то очень древнее качество, которое когда-то существовало или, напротив, на то, которого не было - и потом идут споры. Судьба их примерно одна: источников нет, сведения лишь косвенные, догадки могут быть любыми. Говорят о потрясающей памяти, которая вроде бы была "прежде", и о ее угасании в истории, о развитии комбинативных способностей свободного оперирования немногими единицами. В целом самоуверенный здравый смысл обычно утверждает, что люди всегда были одинаковы, и с палеолита ничуть не изменились, вот разве что "вчера" стали чуть умнее и сознательнее - впрочем, и это утверждают лишь самые оптимисты, прочие же - нет, какой человек был, в точности такой же и остался.

Мне интересно, нельзя ли посмотреть не в недостоверное прошлое, которое еще не случилось, а прямо в сейчас. Нет ли оснований думать, что люди в душевном смысле изменяются вот прямо на глазах? Совсем недавно они были этакие, а сейчас все больше иные, так что можно ожидать - завтра будут совсем другие.

Вот аутизм, огромный рост заболеваемости. Более того - становится нормой, многие слабые формы считаются уже просто вариантом нормы, это не болезнь. С ростом спорить трудно - я не буду гуглить, если верно помню, там что-то несколько процентов в год, сумасшедшая скорость. - На это обычно отвечают, что прежде не диагностировали, а сейчас модно такое различать, и потому идет избыточная диагностика. В результате что-то сказано, не ясно, насколько это делает данные о росте фальшивыми.

Другая штука - недавно помянутая афантазия. Насколько можно понять, прежде считалось нормой и вошло в "азбуку" при философском разборе познания, что человек может иметь нечто сохранившееся после непосредственного восприятия, он имеет т.н. "представление": поглядев на предмет, а затем отвернувшись, здоровый человек имеет представление этого конкретного предмета. Причем это не "кратковременная память", представление связано с запоминанием, но подразумевает еще нечто иное, включенное в запомненное. Глядя на то, как это было прежде, могу добавить: это представление было богатым и именно конкретным, и не расчлененным на признаки. Это еще можно застать, пока это как рудимент; можно отыскать эту психическую способность еще действующей, когда представление довольно обширно и богато, и можно с ним "разговаривать". Как при опросе свидетеля - вынимать из его представления конкретные черты произошедшего. Но рудимент все более условен - и лживая поговорка "врет как очевидец" становится правдой. То есть можно было обращаться не к восприятию, а к этому представлению, и анализировать его, осознавая и выделяя отдельные признаки наблюденного (воспринятого) ранее. Потом, через несколько шагов, из представления возникало понятие - точнее, могло возникнуть.

Сейчас - кажется - у очень многих, может быть, уже у большинства - имеется полумертвое качество, бледная тень прежнего состояния: да, представление у большинства еще есть, но очень слабое, быстро угасающее. Надо несколько раз взглядывать и подкреплять впечатление, чтобы создать более или менее живое представление. Оно скоро забывается, оно схематично, без деталей, оно "признаковое", а не конкретное, в общем - слабенькое. Это у "большинства" (я его не опрашивал). А у довольно многих уже теперь - ситуация, которой "только что" не было. У них вообще нет представления.

Они представляют не только что воспринятый объект, а значение слова. То есть видя объект, они соотносят с ним понятие (общее), и отвернувшись помнят лишь этот смысл - общего понятия. Оно предстает в виде общей схемы, отражающей привычное клише плюс существенные черты объекта. При попытке дополнить образ (представлние) они могут добавить к этой общей схематичной картинке запомненные признаки. Поскольку у них так "всегда было", они уверены, что это и есть нормальное состояние человека.

Если полагать (именно так мне кажется), что это (новое) качество будет распространяться, через сколько-то десятков лет (не так много) представление станет рудиментом. Большинство людей представления иметь не будут, привычно подменяя представление конкретного предмета в душе на конструирование общего образа.

Я думаю, это существенно изменит многие психические функции. И отсюда вижу два пути - можно пытаться тренировать и развивать то, что слабеет, и стараться собственными усилиями развить гаснущее представление. Тогда из "естественной" способности человека, присущей как обычный орган тела, представление станет сознательно контролируемой и развивающейся способностью. Другой вариант - представление умрет, полностью будет заменено конструктивной деятельностью создания общих схем, зависящей от наличия готового понятия.

Думаю, с этим самым представлением связана вовсе не только "фантазирование", а попросту мышление. И мышление станет иным по своим качествам, а о прежнем состоянии мышления будут говорить привычным уже образом - это вымысел, не было такого никогда, люди просто болтали, а теперь, когда мы проникли с помощью наших исследований так глубоко, теперь-то мы знаем: никакого представления никогда не было.

Обратите внимание, представление - одна из ступенек той лестницы, которая связывает "внешний объект" в его конкретности и "находящееся внутри" отображение объекта. Одни философы утверждали, что есть способ мыслить это как одно и то же. Мы внутри познаем именно то, что находим снаружи. Другие философы утверждали, что мы внутри лишь конструируем довольно произвольные схемы, а потом фрагментарно проверяем их, насколько они совпадают с внешним объектом. Мол, мы получаем вместе со знанием языка некоторые модели, которые потом воспроизводим в ответ на значения, в том числе на видимые перед собой и опознаваемые значения. С исчезновением такой способности души, как представление, человек "сам собой" оказывается с таким опытом, что ему кажется, что само устройство его мышления подводит к правильности идей о конструировании реальности.

И человек, конечно, изменится - скажем, при угасании представления станет единственной правдой креативность - создание нового без творчества. И, конечно, окажется, что "всегда так было", а творчество - это вымысел, как может образованный и не чуждый науке человек употреблять столь туманное понятие.
Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)