М-карлики и судьба их систем

Saturday, 26 January, 20:01, nebulacast.com
AU%2BMic.jpgCredit: NASA, ESA, J. Wisniewski (University of Oklahoma), C. Grady (Eureka Scientific), and G. Schneider (Steward Observatory)В прошлом году многие, кто связан с наукой о Вселенной да и простые энтузиасты, несколько месяцев находились в сладостной эйфории  - в системе TRAPPIST-1 открыто сразу 7 планет, три из которых - практически, земли в зоне обитаемости! Воображение, как водится, рисовало самые смелые картины о наличии жизни хотя бы на одной из них. Красные карлики вообще кажутся очень перспективными для поиска экзопланет - живут по 10 млрд лет, планеты у них, как правило, только земного типа или суперземли... Сюда ещё можно добавить колоссальную распространенность М-карликов в Галактике, которых, по разным оценкам, может быть от 5 до 20 раз больше, чем всех остальных звёзд вместе взятых! Представляете, какие это шансы на то, что хоть где-то жизнь обязательно будет?! Но скептики упирали на то, что М-карлики, вообще говоря, не самые лучшие хозяева - они недостаточно стабильны, у них сильнейшие магнитные поля, на их поверхности часто происходят мощные ультрафиолетовые вспышки, и планетам в таких условиях крайне трудно будет накопить хоть какую-то атмосферу, пригодную для защиты будущего живого на них. Теперь вот сообщают, что у М-карликов обнаружилась ещё одна скверная черта. Изучая молодой М-карлик AU Микроскопа на снимках космического телескопа Хаббл,  учёные из обсерватории Стюард обнаружили, что звезда эта выдувает из конверта газа вокруг себя пузыри один за одним (всего их насчитали шесть), и этот материал уносит прочь весь мусор, оставшийся от строительства планетной системы. А это плохо потому, что, как сейчас считается, именно этот замёрзший мусор - кометы и астероиды - возможно, и стали начальным условием зарождения жизни на Земле, принеся на нее воду... Credit: NASA, ESA, J. Wisniewski (University of Oklahoma), C. Grady (Eureka Scientific), and G. Schneider (Steward Observatory) По расчетам, если звезда продолжит выдувать пузыри такими темпами, она может полностью избавиться от своего пылевого диска за полтора млн лет. Конечно, это не значит, что все поголовно системы М-карликов не годятся для жизни. Но, с другой стороны, снова заставляет задуматься о том, насколько редким чудом природы может быть жизнь...  AU Микроскопа расположена в 32 световых годах от нас, ей 24 млн лет, и там находится одна известная нам планета с периодом обращения 1 земной месяц. (На основе статьи https://amp.space.com/42945-mysterious-blobs-dwarf-stars-and-alien-life.html)5wwGGUHdmaQ