Поиск публикаций  |  Научные конференции и семинары  |  Новости науки  |  Научная сеть
Новости науки - Комментарии ученых и экспертов, мнения, научные блоги
Реклама на проекте

Я читаю "Сумерки Всеобуча"

Среда, 08 Ноябрь, 14:11, ivanov-petrov.livejournal.com


которые подарил мне philtrius

отозваться о книге мне трудно. Прежде всего, читаю я с удовольствием не из-за темы, не по интересу к образованию. Дело в другом. Последние десятилетия редко удается поговорить с достойным собеседником. Я вовсе не собираюсь оскорбить всех своих собеседников разом, не говорю "никогда" - редко... Там вот какая штука. Хороший разговор вовсе не включает эмоционального напряжения и опасений, что вот собеседник сорвется и начнет кусаться и оскорблять. Это в хорошем разговоре вообще исключено - увы, многие вроде бы неглупые люди такой безопасности предоставить не могут.

Далее, хороший разговор - когда я чувствую себя свободно, собеседник меня не давит. Это совершенно иное, чем согласие - Фильтриус славится радикализмом взглядов, я с ним расхожусь по множеству позиций, однако, пока я читаю его тексты, это остается совершенно в стороне. Он умеет писать, не придавливая собеседника: я могу мысленно отмечать несогласия, ничуть не теряя интереса к беседе.

И наконец, про саму беседу. Существует множество людей, готовых выстроить ряд аргументов бесконечной длины. Я бы не назвал унылый просмотр этого ряда - беседой, это каторга, а не разговор. Если люди не находятся на высоте вопроса, если их не хватает даже на то, чтобы понять, что им тема не по уровню - ну какая может быть беседа. Стремишься не обидеть, свести к шутке, как-то так махнуть плащом, отводя глаза, чтобы собеседник подумал, что ему угодно, и отвязался. Это не разговор, а мельтешение - какие могут быть аргументы у человека, который не понимает ни вопроса, ни тех обстоятельств, которые следует учитывать при ответе.

С автором книги о Всеобуче ситуация совершенно обратная. Он прекрасно владеет темой, он может высказаться настолько определенно, что мне, собственно, для беседы хватает книги. Видно уровень - и я понимаю, что бы он ответил на мои возможные аргументы, я представляю, что вот эта моя реплика не пройдет - у него иные эстетические вкусы, так что на "красоту" его не взять, вот этот аргумент заставит его задуматься и переспросить - а правда ли так? - нет, я и сам не уверен до самого конца, хотя и считаю правдоподобным.

Это собрание уже опубликованных статей по вопросу школьного образования. Это очень увлекательная книга, с которой можно прекрасно провести несколько дней, даже если сам совсем не интересуешься вопросами школьного образования. Видите ли, даже и до всего, что случилось, в России было очень мало людей такого уровня образования и владения предметом... Их было мало даже и сто лет назад, а уж теперь, после стольких смертей и эмиграций, их крайне мало. Вы, если повезет, можете встретить образованного энтузиаста, который будет, захлебываясь, расстреливать вас очередями фактов и ссылок, вы можете отыскать маргинала, который выдаст оригинальную точку зрения, которую, если отмыть от мата, можно даже и немного подумать. В общем, если не страшно испачкаться и есть средства личной гигиены - поговорить еще есть с кем. Но вот это блаженное, описанное в старых английских романах чувство, когда можно спокойно в кресле вытянуть ноги и с удовольствтием читать книгу, внимая просвещенному автору... Автору можно доверять: он знает, что говорит, он строит речь так, что речь становится искусством, он старомоден, доброжелателен, смел и умен. Мне приятно беседовать с этой книгой.

Что до несогласий, они все уже умерли. Битва красных и белых характерна тем, что есть у них сыновья и потомки, есть фальшивые подражатели, реконструкторы и паяцы, а вот их самих нет - вы знаете, все умерли.

С российским образованием ситуация именно такова. Автор это понимает. Он предлагает проекты, не забывая оговорить: ну конечно, это совершенно нереалистично, ну где взять людей на это, под такие проекты надо другую страну с другими людьми, к чему притворяться - ну конечно, ничего этого сделано не будет. У меня есть свои мысли о проектах - но я, разумеется, соглашаюсь - это только эскизы возможных миров, ничего подобного сделано не будет, а если найдутся мужественные люди и попробуют (да и уже...) - конечно, мало повлияет и провалится.

Российское образование - это нереформируемый социальный институт, вместе с российским здравоохранением, армией, социальным обеспечением и еще другими, не столь громкими. Это социальные институты остались от общества, которого больше нет, оно разрушено, и по устройству своему они не могут быть встроены в современное общество. Нет смысла спорить, чем они были хороши и с горечью вспоминать, сколько в них было мерзости - они уже умерли. Если в душе нет потребностей мучить раненых кошек, можно не способствовать смерти российского образования, оно и само тихо кончается. Никакого взрыва и коллапса не будет. Как справедливо говорит автор, будет что-то вроде образования в странах на месте центральноазитских республик. По названию - школа, там дети сидят, вроде учатся, ну что такого.

И с тем не спорю, как автор мыслит возможное преодоление ситуации индивидуальными усилиями. Если у кого-то в самом деле очень, очень много денег, есть собственный ум и любовь к своим детям - конечно, домашнее воспитание, учителя - с большим отбором набираются из преподавателей университета, а чтобы не было неприятного эффекта одинокого ученика - оплатить такое образование группе друзей. У себя на дому, небольшая группа друзей, с покупкой всех документов в школе - всех этих свидетельств и дипломов, это будет уж точно не самой большой тратой при таком раскладе. Скольких единиц людей может касаться такое предложение? В социальном смысле можно считать, что их нет. То, что играет роль элит, будет посылать своих отпрысков за МБА в нужные страны, они будут оставаться там или возвращаться и гордиться достигнутым, а что в тех странах преподаватели от них несколько постонут - ну так это не мои проблемы.

Для проведения реформ (по мысли автора, направленных на увеличение разнообразия типов образования, что влечет - это уже моя мысль - отмену всеобщих программ, отмену экзаменов как стандартной проверки, исчезновение уверенности, что все выпускники знают одно и то же, распадение единого стандарта культуры, которая и так...) - в общем, для проведения реформ нужна другая элита, другой народ, нужны учителя, которых нет (нынешние не годятся в общей массе)... При том, что большинство населения с автором не согласны - это были бы еще и реформы образования, проводимые против желания населения. В общем, полный гроб, нет смысла говорить об этом. Люди хотят идти туда, куда идут, их не надо толкать, но нет смысла удерживать.

Тут бы мог возникнуть вопрос о действительном элитарном образовании - если масса хотела бы потреблять вот что-то вот такое, только мягше и нежнее обернутое (чтобы врали более умело), то те, кто в самом деле управляет... об этом автор не говорит. Я тоже ничего не скажу, не видел такого. Может быть, нечто подобное есть на свете, может - нет. Вполне возможно, что "настоящие" элиты не необходимы. Легко видеть, что властные элиты - это публичные фигуры, актеры политки, но нет уверенности, что следует мыслить еще какую-то "настоящую" элиту - за актерами вполне могут стоять просто вот те самые бизнесмены и генералы, которых и так видно. Ну, не всех, некоторых в лицо не знают, какая разница. Рассказывать душеспасительные сказки про цивилизацию, которая как же так без руля, прется неведомо куда, а ежели что, кто ж направит... неловко. Это сказки чуть не XIX века, сейчас на это каждый может ответить в меру своего роста, и автор не обязан слышать эти ответы.


Так что это собрание статей о реформах школы, которые провести невозможно, незачем, для которых нет учителей и иных подготовленных кадров, нет заказчиков среди богатых людей и нет одобрения народа. Автор это прекрасно осознает. При этом автор считает, что талантливых, умных учеников в этом поколении рождается ничуть не меньше, чем в прежние поколения, что в России есть крайне талантливые педагоги (там пальцев одной руки хватит..., но есть). И автор не собирается всех пугать и устраивать истерику. Все идет так, как и должно происходить в соответствии с социальными условиями и желаниями больших масс людей. Почему я и говорю, что читать эту книгу крайне приятно - как приятно спокойно поговорить с умным человеком. Ну конечно, ничем хорошим эа история не закончится. Но вы ведь в этом и не сомневаетесь, не так ли?

Полагаю, что никакое образование не может быть одновременно всеобщим, одинаковым и качественным.

Читать полную новость с источника 

Комментарии (0)