Другие новости от ivanov-petrov.livejournal.com
Реклама на проекте
Связь мысли и отчаяния
Thursday, 14 September, 07:09,
ivanov-petrov.livejournal.com
Я начну объснять это сходство с предмета, воспринимаемого более спокойно и отстраненно - с мысли. Есть довольно простой опыт, который может получить каждый - существует довольно много мыслящих людей, которые всю жизнь последовательно развивают некоторый строй мысли. Не важно, какие это мысли - пусть это марксизм, или некоторая теология, или системное мышление, - что угодно. Если человек последовательно старается давать определения, прояснять существеные связи, выстраивать мысли по порядку, из немногих понятий стараться объяснить и понять многие другие, если он строит систему мыслей о действительности, то со временем, после большого числа таких попыток, он начинает говорить очень непонятно и невнятно.
Причина проста. Связи смыслов и значение слов в обычном языке ориентированы на всех и каждого, они потому смутные, расплывчатые и поверхностные. Мы каждый раз производим работу перевода, - услышав чью-то мысль, мы ее переводим = понимаем. Поскольку окружающие говорят на обыденном языке - поверхностном, небрежном, произвольном, неглубоком - их мысли удается понять, перевод происходит легко и многие даже не замечают, что каждое понимание чужой речи есть перевод. Но если человек долго работает над смыслами, словами, старается выражаться ясно, если он глубоко мыслит и продумывает связи знаничений, в его устах всеп больше слов начинают значить не то, что у других людей. Он говорит нечто непонятное, у него спрашиваешь пояснение - а он отвечает вроде бы обычными словами, только смысл их дикий, его спрашиваешь, ловишь на противоречии - но это не противоречие, он объясняет, и все новые слова, которые привычно воспринимаешь "попросту", у него являются терминами, они имеют строгое значение и границы, и эти границы проходят непривычно.
Таким образом удается сделать речь внутренне осмысленной, говорить не ту кашу, которую обычно все люди говорят, но платой является потеря коммуникации - все те, кто не провел ту же работу с языком, больше не понимают глубоких мыслей, которые высказываает этот человек. Насколько много он работал, насколько глубоко и последовательно он продумал свою тему - настолько он отстоит от других людей, для них выражается непонятно, слова его звучат чуть не безумием, или по крайней мере кажутся перепоненными то противоречиями, то безумными прыжками с темы на тему (проявление связей, которые для него очевидны, а слушающему незнакомы). Иначе говоря: когда слушаешь (или читаешь) текст такого глубоко, последовательно мыслящего человека, получаешь впечатление: вроде бы все слова по отдельности ясны, на микроуровне сохраняется некоторая логика, но в целом не ясно, что он хотел сказать, чего плетет, как временами заметная осмысленность тех или иных фрагментов текста связана меж собой и к чему направлена. Короче - буровит что-то с умными словами, а что и к чему - не понять. Впечатление невнятицы.
Я мог бы просто показать пальцем и ткнуть в многочисленных юзеров ЖЖ, которые именно так и пишут, и каждый их пост показывает: вот пример. Но не буду указывать - будут лишние непонимания и обиды. Ведь изнутри этим людям кажется, что они высказываются вполне ясно. они специально снижают уровень, для публичной речи выражаются попроще. Что же делать, что у них заковыристы даже не специальные термины - у них у же и обычные слова приобрели собственные смыслы, так что даже приземленная и обычная речь становится в их устах не очень понятной. Люди слывут путаниками, невнятными бормотальщиками, говорит что-то с эмоцией, настаивает, а в речи все епремешано, ничего не поймешь, это уж такой человек - и слушатели бросают его, привычно не дослушивая этот поток сознания.
Собственно, именно поэтому не понимают простецы философов. Признавать себя простецом непривычно, на такое мало кто способен, и большинство спокойно заявляет - я, мол, умный человек, и вот я читаю (Платона, Гегеля, далее везде) и вижу - фигня какая-то, там ничего непонятно, это все болтовня. Дальше простецы, ободяюще друг другу кивая, пускаются в рассуждения о тщете всяческих философий и поздравлении себя, что давно уже наука все изучает плавно и трезво, то ли дело эта невнятная философия. - В самом деле, читать философов трудно, как трудно понимать десятки лет продумывавшего свои мысли самого обычного по способностям человека. У него же ни слова в простоте, на все внутренние многоступенчатые обоснования и собственые правильные значения, ведомые только ему.
Это пример тривиальный и привычный, таких людей вокруг довольно много, на разной стадии процесса. иной только недавно стал задумываться и почти везде еще понятен, другой отдал мышлению ннесколько десятков лет, и его понять уже невозможно.
И эта картина очень похожа на то, что происходит с человеком после пережитого отчаяния. Не минутного, не ужаса, не вспышки страха, а настоящего отчаяния, когда осмысленная жизнь кончилась и надо как-то подниматься из ничего. Иные не встают уже, а кто поднялся - часто приобретают те же черты. Как я понимаю, дело не в том, что отчаявшиеся так уж последовательно мыслят. Но опыт, который они поневоле получают, заставляет их иначе расставить смыслы, у них в ходу те смыслы, которых у прочих людей нет. Как и те последовательные мыслители, они глубже мелкого уровня обыденного языка. И потому внешне всего лишь полубессмысленно лопочут, раз за разом пытаясь объяснить - и срываясь. Слова, которыми они объясняются, большинством людей назначены для другого, потому и не удается высказаться - нечем.
Видимо, с этих глубин говорить умеют только люди, обладающие специальным талантом - поэтическим даром. Который позволяет так складывать слова, чтобы и обычный человек смог нечто если не понять, то ощутить. Если же, как это обычно бывает, поэтическая гениальность не настигла мыслящего или отчаявшегося, он продолжает говорить непонятно для окружающих.
Отчаявшиеся - ломаные. Опыт слома собственной сути дает один и тот же эффект, делается он жизненной катстрофой, или собственными планомерными усилиями мысли.
Интрересно, что-нибудь еще действует таким же образом? преобразует речь (и тексты) человека, делая при внешней слажености и "нормальности" непонятными для других?
Комментарии (0)